Более 100 лет назад, 23 июня 1908 г., во Владивостоке началось
строительство трамвайных путей. Однако за целый век развития этого вида
транспорта длина всех трамвайных путей города достигла 20 километров. И
пока не случилась массовая автомобилизация, трамвай работал с большой
нагрузкой и довольно эффективно.
Сегодня муниципальный трамвай "висит" на шее городского бюджета, мешает
движению автотранспорта, расшатывает слабой постройки здания и т.д. И,
естественно, многие умные головы уже давно поднимают вопрос о том,
чтобы убрать это убожество с улиц и заменить его чем-нибудь другим.
Ликвидация декларирована
В начале июня администрацию Владивостока посетила делегация немецкой компании Siemens,
которая изучала возможность реконструкции городского электротранспорта.
От специалистов этой компании, судя по официальной информации,
предполагалось получить "независимое экспертное заключение о
возможности и экономической целесообразности замены городского
рельсового электротранспорта на безрельсовый, а также об организации в
столице Приморья новых троллейбусных маршрутов".
Уже после этого глава администрации Владивостока Игорь ПУШКАРЕВ,
выступая 24 июня перед думцами Законодательного собрания Приморского
края, сказал, что к саммиту АТЭС-2012
г. от трамвая планируется отказаться, а до этого, еще в апреле, об этом
было сказано на встрече с работниками городского электротранспорта.
Впрочем, в качестве визитки города, трамвай решено оставить на
Корабельной набережной, где для "колорита" предлагается запустить линию
на три остановки. На нынешних маршрутах трамвай планируется заменить
новыми автобусами.
Мир трамвая переживает рост
В то время как во Владивостоке трамвай собираются убрать с центральных
улиц Владивостока, в других городах мира этот вид транспорта активно
развивается. Взять, например, татарскую столицу Казань. Здесь к
международной Универсиаде 2013 г. собираются реконструировать 80 км
трамвайных путей и закупить 125 трамваев с повышенными скоростными
характеристиками.
Генеральный директор ГУП "Мосгортранс" Петр ИВАНОВ недавно заявил, что сегодня московский трамвай "вырывается" за МКАД
и скоро дойдет до п. Северный, а еще через несколько лет - в п.
Некрасовку. Москва делает ставку на современный скоростной трамвай с
"шумопоглощающими рельсами". На 20-летнюю перспективу мэрией также были
озвучены планы строительства 12 новых скоростных трамвайных линий общей
протяженностью 220 километров. А ведь столичный трамвай формально
моложе владивостокского только на девять лет!
В обзоре "Системы трамвая в США" приводится интересный для нашей
владивостокской действительности факт: "В Портленде, штат Орегон,
трамвайная система MAX способствует восстановлению функций центральных
районов города, приходивших в упадок, за счет новых градостроительных
возможностей. Удалось даже упразднить многоэтажную парковку, заменив ее
площадью, отказаться от строительства восьми новых многоэтажных
парковок и дополнительных полос на всех магистралях, связывающих
пригороды с центром".
В многомиллионном китайском городе Далянь, основанном россиянами, где
история трамвая началась при японском присутствии в 1909 г., сегодня
действуют две трамвайные линии, пересекающие город с юга на север и с
востока на запад.
Так что утверждение, что все отказываются от трамвая - это явное
заблуждение. В настоящее время трамвай имеется более чем в 400 городах
мира, хотя в период расцвета он был практически в каждом городе США с
числом жителей более 2,5 тыс. жителей. Более чем в ста городах Европы
трамвай по-прежнему остается одним из приоритетных видов общественного
транспорта. И отказываться от него там пока не торопятся. Переживая
второе рождение, трамвай вернулся в Париж, Лондон, Лос-Анджелес,
Мадрид. И ввод новых систем трамвая в последнее время вдвое опережал
ввод новых систем метрополитена. В какой-то степени это объяснимо тем,
что строительство трамвая дешевле строительства метро в 3-8 раз, да и в
эксплуатации это хозяйство дешевле, а скорость скоростного трамвая
сегодня сопоставима со скоростью метропоезда.
Пути трамвая неисповедимы?
Можно предположить, что пути владивостокского трамвая пока что остаются
неисповедимы. Уборка его с улиц города - занятие сложное и
неблагодарное. Крестов на нем не заработаешь.
Профессор ДВГТУ Валентин АНИКЕЕВ считает, что ликвидация трамвая,
включенная в мероприятия по подготовке Владивостока к саммиту,
произойдет, если будет экономически целесообразна. И только в том
случае, если убирать его полностью, не оставляя работающие отрезки
путей от ул. Сахалинской до пл. Баляева и от пл. Баляева до
Некрасовской. Нет смысла содержать депо, штат и нести расходы, немногим
меньшие, чем сегодня. Трамвайные же линии можно просто закатать в
асфальт или демонтировать. Что же касается отрезка бутафорского трамвая
на Корабельной набережной, то под него вполне можно отдать
"гайдамакскую железнодорожную ветку", которой ранее постоянно
пользовался "Дальзавод".
В ОАО "Электротранспорт" (директор Лилия КОЗЛОВА) прокомментировать
ситуацию о настоящем и будущем владивостокского трамвая "ЗР"
отказались. Пожалуй, руководство предприятия в душе болеет за его
судьбу, но бороться за его "плавучесть" публично не может в силу
известной зависимости от городского бюджета. Прежние администрации, к
сожалению, не сумели вывести экономику муниципального предприятия в
"плюс".
Когда-то Никита ХРУЩЕВ надеялся сделать из Владивостока
"дальневосточный Сан-Франциско". Однако мост под стать "Золотым
Воротам" построить при нем не успели. Однако без трамвая - какой может
быть "Сан-Франциско"! Известно, что в настоящее время в этом
американском городе действуют три системы трамвая - это современный
электротрамвай Muni Metro,
канатный трамвай и историческая линия электротрамвая F Market Street,
собравшая вагоны со всего мира - есть даже один из России. И, как ни
странно, работают они интенсивно и с прибылью.