В начале 60-х годов в Харькове велась массовая застройка жилых районов. Население достигло 1 млн. чел. Вследствие этого возникла глобальная транспортная проблема. Строительство новых трамвайных или троллейбусных линий не решало проблемы. Единственным выходом из этой проблемы было строительство метрополитена.
Было предложено несколько вариантов строительства метро. Первым вариантом было строительство стандартного, обыкновенного метрополитена для перевозок пассажиров. Одним из вариантов был вариант строительства метро с выходом электропоездов на обычную ж.д. Но для этого надо было строить новые тоннели большого диаметра, заказывать принципиально новый подвижной состав. Было принято решение – строительство метрополитена для внутригородских перевозок.
Самыми загруженными трассами в то время являлись трассы, пролегающие с юго-запада на восток города. На юго-западе города расположены промышленные гиганты, жилые массивы. На востоке же – огромный ж.д. узел Южный вокзал.
Итак, решено – строительство ветки от района ХТЗ до Южного вокзала.
Первый участок первой очереди состоял из 8 станций: ул. Свердлова (ныне Холодная гора), Южный вокзал, Центр (Советская), пр. Гагарина, Стадион (Металлист, ныне Спортивная), з-д им. Малышева, Турбинный завод (Московский проспект). В 1968 году в Харьков приехали лучшие специалисты, метростроевцы из Киева, Баку, Москвы. Строительству метро в Харькове помогали все республики СССР.
Первый ковш земли был вырыт экскаватором на ул. Славянской (р-н Южного Вокзала). Собралась толпа народа посмотреть на это зрелище. 30 июля 1975 года прошел первый пробный поезд, а 23 августа 1975 года на день города первый участок первой линии сдан в эксплуатацию. А через три года уже был сдан в эксплуатацию второй участок из 5 станций – Комсомольская (ныне Маршала Жукова), им. Советской Армии, Индустриальная (им. А.С. Масельского), Тракторный завод, Электротяжмаш (Пролетарская).
Холодногорско-Заводская линия включает в себя 13 станций, протяженность ее около 18 км. Это самая длинная линия в Харьковском метро.
Со станции «Московский проспект» есть ответвление в электродепо «Московское» (ТЧ-1). На линии работают пятивагонные составы типа Еж3 и Ем508т завода им. Егорова. Но Ем508т стоят как промежуточные вагоны. Также на этой линии можно встретить вагоны типа 81-717.5/714.5.
Итак, как говорилось выше, в Харькове велась массовая застройка. Строился во всю Салтовский жилмассив. Метро нужно было строить именно туда. Проект состоял из 5 станций: Исторический музей, Дзержинская (ныне Университет), Пушкинская, Киевская, Барабашова.
Также от станции Барабашова есть выход в электродепо «Салтовское» (ТЧ-2).
Вторая очередь была сдана в эксплуатацию 10 августа 1984 года (1 участок). В электродепо поступили вагоны типа 81-717/714 Мытищенского и завода им. Егорова. Появился первый пересадочный узел – «Советская»/«Исторический музей». На линии построен метромост протяженностью более 1 км. Находится он между станциями Киевская и Барабашова. Метромост закрытый, едущий в вагоне человек даже не заметит, что поезд едет через мост.
Через два года, 24 августа 1986 года, был сдан в эксплуатацию второй участок второй очереди, состоящий из трех станций, протяженностью около 4 км., станции Академика Павлова, Студенческая, Героев Труда. Салтовская линия пролегает из центра города на северо-восток Харькова. Общая длина линии состляет более 10 км. Всего на линии 8 станций. Поездка в одну сторону занимает около 17 минут.
Следующая очередь должна пересечь город с юга на северо-запад. Первый участок 3 очереди состоял из 5 станций: Метростроителей, пл. Восстания, Архитектора Бекетова, Госпром, Научная. Протяженность более 6 км. Появились пересадочные узлы: Спортивная/Метростроителей и Университет/Госпром.
6 мая 1995 года сдан в эксплуатацию первый участок 3 очереди Харьковского метрополитена – Алексеевская линия.
В 2004 г. ко дню города открыт 2 участок 3 очереди метрополитена, состоящий из двух станций: Ботанический сад и 23 Августа. На линии действуют пятивагонные составы типа 81-718/719 – вагоны (характерны только для Харьковского и Ташкентского метро). В основном эти вагоны изготовлялись на Мытищинском заводе для Харькова. 21 декабря 2010 года была открыта станция Алексеевская. Протяженность всей линии более 10 км, линия достраивается и в 2012 году будет продлена на 1 км. Следующая станция будет носить название «Победа», через два года запланировано строительство третьего электродепо «Алексеевское». До сих пор электропоезда выходят на линию из электродепо «Московское».
Далее линия будет продлеваться в южном направлении.
Вторая очередь Харьковского метро также будет продлена на Северную Салтовку, участок будет состоять из перегона и одной станции «Дружбы народов», на восток Салтовки будет ответвление, аналогично ответвлению на Филевской линии в Москве. Ответвление начнётся от ст. Барабашова и будет состоять из трех станций: ул. Гвардейцев Широнинцев, ул. Тракторостроителей и Восточная Салтовка.
Харьковметропроект планирует также закольцевать линию, таким образом от ст. Дружбы народов до ст. Восточная Салтовка.
Холодногорско-заводская линия по планам также будет продлена на 6 км в направлении к юго-востоку с двумя станциями – Восточная и Рогань, и на запад с одной станцией Залютино.
Но пока харьковчане надеются, ждут, что когда-нибудь у их дома появится новая станция метро.
© Руслан Колосов