Финансовые итоги первой недели работы трамвая оказались приличными - ежедневная выручка превышала тысячу рублей. Власти решили извлечь из этого свою выгоду и дополнительный доход в городскую казну - Дума приняла постановление о повышении тарифов. В первые дни стоимость проезда от Архиерейской (Урицкого) улицы до здания думы (угол Полицейской - ныне ул. Свободы) составляла 7 копеек, то с после возрастания она увеличивалась до 10. Плата за проезд до "Красного Креста" (ныне ул. Суворова) поднималась с 10 до 15 копеек.
В 1917 -1920 годах открылось трамвайное движение в Соломбале, затем были проложены рельсы до 6-й версты (ныне 3-й лесозавод). В зимнее же время вагоны по речному льду бегали как через Кузнечиху, так и на левый берег Северной Двины - к железнодорожному вокзалу. Этим работам была дана высокая оценка на проходившей в Москве в декабре 1922 года Первой всероссийской трамвайной конференции. Особенно на ней было отмечено, что "Архангельск является единственным городом в России, в котором трамвайное движение совершенно не прерывалось в годы революции, мировой и гражданской войн".
На высоте оказался Архангельск и по показателям обслуживания населения - например, в 1920 году он был одним из первых как по абсолютному числу перевезенных пассажиров, так и по числу поездок на одного жителя. На конференции был отмечен и тот факт, что в начале 20-х архангельский трамвай отличался дешевизной тарифов - они по сравнению с петроградскими и московскими были ниже в два-три раза.
Все вышеперчисленное позволило конференции констатировать, что "Архангельск по состоянию трамвайного хозяйства занимает одно из первых места в РСФСР".
До 1956 года в городе было две независимых сети - одна в центральной и южной частях города, а другая начиналась в районе Соломбала на севере реки Кузнечихи и обслуживала удалённые от города северные окрестности.
В лучшие времена трамвайная сеть Архангельска представляла из себя 56 км пути и 5 маршрутов. При этом трамвай был удачно привязан к самым оживленным точкам города и поэтому пользовался у пассажиров большей популярностью, чем пущенный относительно недавно, в 1974 году, троллейбус.
Почти во всех старых путеводителях по Архангельску подчеркивалось, что именно в этом российском городе, расположенном на 64-й параллели, действует самый северный в мире трамвай.
В истории архангельского трамвая немало оригинальных фактов. Например, это был последний трамвай, пущенный в России до революции - в 1916 году. Долгие годы здесь действовали ледовые трамвайные переправы через реку Кузнечиху и даже через Северную Двину, к старому вокзалу, находившемуся раньше на противоположном от центра города берегу.
В отличие от большинства других городов, где трамвай в 20-30-е годы "ушел" с центральных улиц на менее "парадные", трамвай в Архангельске до самых своих последних дней ходил и по главной городской магистрали - Троицкому проспекту (ранее - проспекту Павлина Виноградова), вполне вписываясь как в габариты улицы, так и в ее архитектурный облик.
К сожалению, о "самом северном в мире трамвае" сегодня приходится говорить в прошедшем времени. В июле 2004 года трамвай было решено закрыть. Все началось с закрытия в апреле 2002 года трамвайных маршрутов, идущих из центра города в Соломбалу. В самой Соломбале трамвай, ходивший там по двум "внутренним маршрутам", также закрылся.
В мае 2003 года городские власти принимают решение снять трамвай и с главной улицы города - Троицкого проспекта. При этом предполагалось, что уже через три месяца после прекращения движения трамвая по главной улице начнут курсировать троллейбусы. Таким образом, в 2003 году у архангельского трамвая остался единственный - второй маршрут - от морского вокзала до лесозавода N 2 "Красный Октябрь", но и этой, последней ветке жить оставалось чуть больше года.
В сентябре 2004 года мэрия Архангельска принимает окончательное решение о закрытии трамвая. Фактически же он был закрыт еще в июле - когда за неуплату счетов энергетики отключили трамвайщикам электроэнергию. "Самый северный трамвай" прожил в Архангельске 88 лет... (По материалам Интернет-СМИ и газеты "Омнибус")