Пока что в Москве имеется 10 электрокаров, которые в скором времени будут обслуживать социальные нужды города, доставлять грузы и питание в школы, детские сады и больницы города. А с июля в столице начнется обкатка первого электробуса, который, пройдя тестовый режим и получив сертификацию, уже осенью, возможно, обретет первых пассажиров.
Подобный электробус будет в скором времени курсировать по Москве
Также планируется внести соответствующие коррективы в законодательство. Для стимулирования приобретения электромобилей частными лицами могут быть понижены таможенные пошлины на ввоз, введены особые льготы (отмена транспортного налога на электрокары и право ездить по полосе, отведенной для общественного транспорта). Также должны быть решены проблемы с официальной регистрацией электрокаров (инспектора ГАИ нередко просто не понимают, как регистрировать авто, если у него нет двигателя).
Подсчитаем эффект
Экологическая чистота электротранспорта – вот основной аргумент столичного мэра в этой затее. «Если мы активно будем переводить транспорт на электротягу, экологическое состояние в нашем городе будет значительно улучшаться», – заверил Лужков общественность. Действительно, по сведениям экологов, до 90% загрязнения атмосферы в столице дают выхлопные газы. И это лишь один из аспектов общего крайне тяжелой ситуации в транспортной системе столицы.
В какой-то степени электрокары действительно могут решить часть из них. Директор Института проблем транспорта РАН Олег Белый считает электромобили и электробусы самым перспективным направлением в развитии автотранспорта. Современные виды аккумуляторных батарей практически не дают вредных выбросов в окружающую среду, компактный аккумулятор обуславливает небольшие габариты таких машин (по сведениям Олега Белого, в Японии уже создан автомобиль длинной всего 3 метра), что в свою очередь существенно упрощает проблемы парковки и стоянки. Олег Белый подчеркивает безопасность электрокаров – в отличие от бензина, биотоплива и водорода, электродвигатель не способен взрываться и гореть.
Но не все так просто. Пресс-секретарь движения «Россия без машин» Дмитрий Соколов обращает внимание на то, что помимо крайней дороговизны закупаемых авто, у проекта есть и другие минусы. «Не совсем понятно, кого именно мэр столицы собирается переводить на электрокары – частных автолюбителей или общественный транспорт», – поделился размышлениями с 5-tv.ru Дмитрий Соколов. Эксперт считает, что если речь идет о частнике, то идея обречена – цена электрокаров абсолютно неконкурентоспособна, а сознание российских водителей все еще отличается от западного, где люди готовы переплачивать из соображений моды и ради имиджа борца за экологию.
Кроме того, есть серьезные сомнения относительно конечного экологического эффекта. Один литр сжигаемого бензина, по оценкам экспертов, равноценен 20 килограммам аккумулятора. Получается, что бензобак в полсотни литров сопоставим с «батарейкой» весом в одну тонну. «Куда потом девать эти батареи в стране, где утилизация «пальчиковых» батареек до сих пор проблема, – непонятно», – отмечает Дмитрий Соколов. Более того, некоторые не самые современные виды аккумуляторов дают вредные свинцовые выбросы, которые оседают в почву, а при взаимодействии с водой превращаются в опаснейшие токсины.
Системный подход к системной проблеме
Эксперты считают, что электромобили едва ли принципиально изменят ситуацию с экологией, и уж тем более облегчат загруженность московских улиц. Помочь могут исключительно комплексные меры и инновационные решения. Например, развитие общественного транспорта, без чего, по мнению большинства экспертов, уже не обойтись. По сведениям Олега Белого, сейчас европейцы все чаще отказываются от собственных авто и пересаживаются на общественный транспорт. Россиянам, правда, до этого далеко, нередко в семьях жителей мегаполисов можно увидеть по 2-3 автомобиля. Именно на общественный транспорт городским властям нужно делать ставку, делая его максимально комфортным, безопасным и экологически чистым. Вдвойне хорошо, если такой транспорт еще и рентабелен.
Современный трамвай – самый экономичный, удобный и экологичный вид общественного транспорта
В этом смысле, троллейбус и особенно трамвай имеют гораздо больше преимуществ перед электробусами. Олег Белый называет трамвай самым экономически выгодным видом общественного транспорта. Поэтому однозначно оценить идею Юрия Лужкова эксперты не берутся – пропаганда современных экологически чистых электромобилей безусловно полезна, однако выделенные средства с большим успехом можно было бы потратить на модернизацию и развитие трамвайно-троллейбусного парка. Однако он подчеркивает, что пора перестать проводить «эксперименты на людях», а подойти к вопросу взвешенно. Идеальным вариантом в таком случае стали бы автомобили-гибриды, оснащенные и двигателем, и аккумулятором. Водитель в таком случае, простаивая, к примеру, в пробке, может включать электропривод и существенно сокращать количество выхлопов в атмосферу.
В целом перевод общественного транспорта на электротягу – проект скорее имиджевый, чем рентабельный. Он требует, в первую очередь, значительных вложений, осуществить которые в полной мере правительство столицы едва ли готово. Тем не менее, возможности электротранспорта не должны быть списаны со счетов – экологически чистые и компактные электрокары, безусловно, являются машинами будущего.
Текст: Инна Новоженина // 5-tv.ru
|