24 апреля 2009 года войдёт в историю Воронежа как последний день работы
воронежских трамвайщиков, а значит, и воронежского трамвая вообще. И есть
печальный повод оглянуться назад.
Сколько копий было сломано вокруг темы воронежского трамвая в последние годы!
Разные составы администрации города то озвучивали планы в кратчайшие сроки
очистить улицы от рельсов, то обещали вот-вот купить двести новых вагонов... А
тем временем не планируемые, а вполне реальные вагоны и рельсы приходили в
негодность из-за старения и воровства.
«Он так долго не протянет», -
писали наперебой газеты города. А старенькие вагончики всё выходили и выходили
на линию, несмотря на перебои с зарплатой, отключения электричества, сходы с
рельсов... Их двигали по улицам Воронежа увлечённые люди, понимающие, что без
рельсового транспорта миллионный город выжить не может, да и просто любящие свою
профессию. Но даже они не могли ничего поделать, когда земля под трамвайным депо
оказалась в зоне коммерческого интереса – за трамвай должны были заступиться
власти города, а они вместо этого уволили последних защитников трамвая.
Примечательно, что вся эта история тоже началась весной: в далёком 1926
году, 16 мая, по воронежским улицам пошёл первый электрический трамвай.
Городская управа планировала его строительство ещё в 1914 году, но помешали
Первая мировая война, перешедшая в Гражданскую войну, и последующая разруха.
Строительство вышло историческое – за ним следила вся страна, а на
открытии движения корреспондентом газеты «Гудок» присутствовал знаменитый
писатель Илья Ильф. Считается, что именно пуск воронежского трамвая послужил
основой для создания образа старгородского трамвая в романе «12 стульев».
Поэтому тот факт, что «трамвай построить – это вам не ишака купить», был не
понаслышке известен воронежцам. Может быть, поэтому трамваем гордились и
дорожили.
С первыми вагонами в город пришла организация дорожного
движения. Строительство новых промышленных районов всегда сопровождалось
развитием трамвайной сети, пока не грянула новая беда. В 1942 году Правый берег
Воронежа, а вместе с ним и трамвайная система, были захвачены фашистами. Трамвай
разделил судьбу города в полной мере – фашистские танки встретили вагоны на
улицах: ведь до последнего момента трамваи использовались для перевозки грузов,
подвоза муки, перевозок раненых к госпиталям. Большинство вагонов сильно
пострадало, была оборвана вся контактная сеть. Депо «перепрофилировали» под
танковый гараж.
Однако стоило воронежцам отбить свой город у врага, и
они принялись за восстановление любимого трамвая: каждый трудоспособный
воронежец тогда отработал на восстановлении трамвайной сети по сто часов. И
когда весной 1943 года по улицам, среди разрушенных зданий, с весёлым звоном
пробежал первый вагон, горожане почувствовали, что война и разруха не навсегда,
что Воронеж встаёт из пепла.
К 400-летию города воронежцы получили
очередные трамвайные подарки – уникальный для Европы Северный
трамвайно-автомобильный мост, сразу ставший визитной карточкой нашего города, и
трамвайное депо №3 на улице Кривошеина: современное транспортное предприятие,
рассчитанное на 150 вагоно-мест.
Не удивительно, что подарки были именно
такими – к 1986 году трамвай прочно занимал позиции основного городского
перевозчика. Сейчас это трудно представить, но до 2001 года на трамвай
приходилось 60% всех поездок воронежцев!
А затем мэром города стал
Александр Ковалёв, который обвинил трамвай во всех смертных грехах. Горожане
пропустили тот момент, когда у них начали «воровать трамвай». Делалось всё
беззастенчиво: два трамвайных депо, на Левом берегу и в самом центре города,
были проданы по цене двухкомнатной квартиры, более полутора сотен чешских
вагонов вдруг оказались «100% изношены» (что не помешало продать их на запчасти
в другие города). А «королём дороги» была объявлена маршрутка.
Уже скоро
стало ясно, что это привело к ещё большим пробкам, чем раньше (по подсчётам
специалистов, в Воронеже маршрутки вносят 47% вклада в образование «пробок»). К
тому, что санитарные врачи, озадаченные ростом лёгочных заболеваний, начали
требовать от мэрии восстановить электротранспорт. Ну а про рост аварийности на
транспорте не говорил теперь, наверное, только ленивый. Но «герострат» сделал
своё дело, и администрация нового мэра – Бориса Скрынникова – уже практически
ничего не делала для поворота событий вспять.
Последний удар пришелся по
«дорогому подарку» – третьему (но последнему на тот момент) трамвайному парку на
Кривошеина: весной 2007 года он был продан за 47 миллионов рублей компании,
аффилированной с «Новыми строительными технологиями» (НСТ).
В результате
получилось: «что имеем - не храним, потерявши – плачем». Теперь городская
администрация занята поисками инвестора для возрождения воронежского трамвая на
новой технической основе. Один из проектов будущего воронежского скоростного
трамвая был представлен в ноябре 2008 года на конференции «Стратегии и ресурсы
развития крупных городов центра России», прошедшей в Воронеже при поддержке
мэрии.
Стоимость строительства современного трамвая, обладающего
скоростью до 90 километров в час, с бесшумным плавным ходом и не зависящего от
«пробок», оценивалась, по проекту, в полтора миллиарда рублей. Реконструкция
существующей сети до современного технического уровня обошлась бы гораздо
дешевле...
Что же останется у воронежцев после 24 апреля?
Надежда на возвращение трамвая в Воронеж – ведь наш город останется
крупнейшим в Европе городом, лишённым современного рельсового транспорта. Не
имея перспективы обрести метро, без второго по мощности вида транспорта
(максимум до 30 тысяч пассажиров в час у трамвая, в отличие от 8 тысяч
пассажиров в час у автобуса) Воронежу просто не выжить. Трамвай занесён в новый
Генеральный план города, землеотводы его линий закреплены как земли
транспортного назначения.
Согласно опросам, более половины воронежцев
выступают против демонтажа существующей трамвайной сети, а более 86% – за
скорейшее строительство скоростного трамвая. На этом фоне не удивительна и
инициатива об установке в городе памятника воронежскому трамваю, выдвинутая
общественным движением «Комитет – Воронежцы за трамвай» и поддержанная
горожанам. Всего за один день активистам удалось собрать более двухсот подписей
в поддержку этой идеи).
Памятник – хорошо. Но не останется ли он на
улицах Воронежа в гордом одиночестве? Ответ зависит от того, какие конкретные
шаги предпримет в «трамвайном вопросе» действующая администрация во главе с
Сергеем Колиухом. Стоит ли ставить в судьбе воронежского трамвая «точку», или
всё же «запятую», - покажет только время.
А пока у воронежцев есть
возможность последний раз прокатиться по городу на стареньких красных вагончиках
– ведь таким воронежский трамвай, независимо от дальнейших перипетий своей
судьбы, уже точно никогда больше не будет.
Источник: http://communa.ru/news/detail.php?ID=33173 |