Харьковчане за электротранспорт

Открытость и независимость информации о харьковском электротранспорте

  Новая версия сайта находится по адресу http://zatramvaj.org.ua!

Транспортные новости

Главная » Статьи » Россия

Уходит трамвай из Воронежа
24 апреля 2009 года войдёт в историю Воронежа как последний день работы воронежских трамвайщиков, а значит, и воронежского трамвая вообще. И есть печальный повод оглянуться назад.

Сколько копий было сломано вокруг темы воронежского трамвая в последние годы! Разные составы администрации города то озвучивали планы в кратчайшие сроки очистить улицы от рельсов, то обещали вот-вот купить двести новых вагонов... А тем временем не планируемые, а вполне реальные вагоны и рельсы приходили в негодность из-за старения и воровства.

«Он так долго не протянет», - писали наперебой газеты города. А старенькие вагончики всё выходили и выходили на линию, несмотря на перебои с зарплатой, отключения электричества, сходы с рельсов... Их двигали по улицам Воронежа увлечённые люди, понимающие, что без рельсового транспорта миллионный город выжить не может, да и просто любящие свою профессию. Но даже они не могли ничего поделать, когда земля под трамвайным депо оказалась в зоне коммерческого интереса – за трамвай должны были заступиться власти города, а они вместо этого уволили последних защитников трамвая.

Примечательно, что вся эта история тоже началась весной: в далёком 1926 году, 16 мая, по воронежским улицам пошёл первый электрический трамвай. Городская управа планировала его строительство ещё в 1914 году, но помешали Первая мировая война, перешедшая в Гражданскую войну, и последующая разруха.

Строительство вышло историческое – за ним следила вся страна, а на открытии движения корреспондентом газеты «Гудок» присутствовал знаменитый писатель Илья Ильф. Считается, что именно пуск воронежского трамвая послужил основой для создания образа старгородского трамвая в романе «12 стульев». Поэтому тот факт, что «трамвай построить – это вам не ишака купить», был не понаслышке известен воронежцам. Может быть, поэтому трамваем гордились и дорожили.

С первыми вагонами в город пришла организация дорожного движения. Строительство новых промышленных районов всегда сопровождалось развитием трамвайной сети, пока не грянула новая беда. В 1942 году Правый берег Воронежа, а вместе с ним и трамвайная система, были захвачены фашистами. Трамвай разделил судьбу города в полной мере – фашистские танки встретили вагоны на улицах: ведь до последнего момента трамваи использовались для перевозки грузов, подвоза муки, перевозок раненых к госпиталям. Большинство вагонов сильно пострадало, была оборвана вся контактная сеть. Депо «перепрофилировали» под танковый гараж.

Однако стоило воронежцам отбить свой город у врага, и они принялись за восстановление любимого трамвая: каждый трудоспособный воронежец тогда отработал на восстановлении трамвайной сети по сто часов. И когда весной 1943 года по улицам, среди разрушенных зданий, с весёлым звоном пробежал первый вагон, горожане почувствовали, что война и разруха не навсегда, что Воронеж встаёт из пепла.

К 400-летию города воронежцы получили очередные трамвайные подарки – уникальный для Европы Северный трамвайно-автомобильный мост, сразу ставший визитной карточкой нашего города, и трамвайное депо №3 на улице Кривошеина: современное транспортное предприятие, рассчитанное на 150 вагоно-мест.

Не удивительно, что подарки были именно такими – к 1986 году трамвай прочно занимал позиции основного городского перевозчика. Сейчас это трудно представить, но до 2001 года на трамвай приходилось 60% всех поездок воронежцев!

А затем мэром города стал Александр Ковалёв, который обвинил трамвай во всех смертных грехах. Горожане пропустили тот момент, когда у них начали «воровать трамвай». Делалось всё беззастенчиво: два трамвайных депо, на Левом берегу и в самом центре города, были проданы по цене двухкомнатной квартиры, более полутора сотен чешских вагонов вдруг оказались «100% изношены» (что не помешало продать их на запчасти в другие города). А «королём дороги» была объявлена маршрутка.

Уже скоро стало ясно, что это привело к ещё большим пробкам, чем раньше (по подсчётам специалистов, в Воронеже маршрутки вносят 47% вклада в образование «пробок»). К тому, что санитарные врачи, озадаченные ростом лёгочных заболеваний, начали требовать от мэрии восстановить электротранспорт. Ну а про рост аварийности на транспорте не говорил теперь, наверное, только ленивый. Но «герострат» сделал своё дело, и администрация нового мэра – Бориса Скрынникова – уже практически ничего не делала для поворота событий вспять.

Последний удар пришелся по «дорогому подарку» – третьему (но последнему на тот момент) трамвайному парку на Кривошеина: весной 2007 года он был продан за 47 миллионов рублей компании, аффилированной с «Новыми строительными технологиями» (НСТ).

В результате получилось: «что имеем - не храним, потерявши – плачем». Теперь городская администрация занята поисками инвестора для возрождения воронежского трамвая на новой технической основе. Один из проектов будущего воронежского скоростного трамвая был представлен в ноябре 2008 года на конференции «Стратегии и ресурсы развития крупных городов центра России», прошедшей в Воронеже при поддержке мэрии.

Стоимость строительства современного трамвая, обладающего скоростью до 90 километров в час, с бесшумным плавным ходом и не зависящего от «пробок», оценивалась, по проекту, в полтора миллиарда рублей. Реконструкция существующей сети до современного технического уровня обошлась бы гораздо дешевле...

Что же останется у воронежцев после 24 апреля?

Надежда на возвращение трамвая в Воронеж – ведь наш город останется крупнейшим в Европе городом, лишённым современного рельсового транспорта. Не имея перспективы обрести метро, без второго по мощности вида транспорта (максимум до 30 тысяч пассажиров в час у трамвая, в отличие от 8 тысяч пассажиров в час у автобуса) Воронежу просто не выжить. Трамвай занесён в новый Генеральный план города, землеотводы его линий закреплены как земли транспортного назначения.

Согласно опросам, более половины воронежцев выступают против демонтажа существующей трамвайной сети, а более 86% – за скорейшее строительство скоростного трамвая. На этом фоне не удивительна и инициатива об установке в городе памятника воронежскому трамваю, выдвинутая общественным движением «Комитет – Воронежцы за трамвай» и поддержанная горожанам. Всего за один день активистам удалось собрать более двухсот подписей в поддержку этой идеи).

Памятник – хорошо. Но не останется ли он на улицах Воронежа в гордом одиночестве? Ответ зависит от того, какие конкретные шаги предпримет в «трамвайном вопросе» действующая администрация во главе с Сергеем Колиухом. Стоит ли ставить в судьбе воронежского трамвая «точку», или всё же «запятую», - покажет только время.

А пока у воронежцев есть возможность последний раз прокатиться по городу на стареньких красных вагончиках – ведь таким воронежский трамвай, независимо от дальнейших перипетий своей судьбы, уже точно никогда больше не будет.





Источник: http://communa.ru/news/detail.php?ID=33173
Категория: Россия | Добавил: Maксимильян (04.04.2009) | Автор: Антон Буслов
Просмотров: 789 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 Yufit  
Печально... Еще один город пополнил этот список... cry

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Харьковчане за электротранспорт, 2007-2024