Илья Амбарцумян Копать или не копать? Перед этим выбором оказываются власти любого мегаполиса, решая проблему прокладки в городе новых дорог. "Копать" - означает строить тоннели, которые направят транспорт туда, где нет жилых домов, деревьев, пешеходов. "Не копать" - значит строить эстакады, сносить здания... Московские власти делают выбор в пользу первого.
Многие города мира давно освоили технологии подземного строительства, другие предпочитают воздерживаться от "глубокого копания". В чем плюсы и минусы этих двух стратегий? Наземная дорога, проходя через застроенные кварталы, нарушит экологию, снизит качество жизни в близлежащих домах. Зато этот вариант относительно дешев. Эстакады часто встречаются в городах развивающихся стран - например, в Буэнос-Айресе, столице Аргентины, или в Бангкоке скоростные магистрали проходят на высоте второго-третьего этажа и прорезают весь город. Города побогаче могут позволить себе более дорогой способ - подземное строительство. Например, в Барселоне, Париже и Лондоне железнодорожные ветки, ведущие к вокзалам, спрятаны под землю. Особенно отличилась в подземном строительстве Канада - в Монреале расположен крупнейший подземный комплекс в мире общей площадью 3,6 квадратных километра. Строить такие крупные подземные объекты в Москве пока не собираются, но некоторые проекты будут весьма масштабными.
В ближайшие годы в Москве появятся 4 крупных автомобильных тоннеля. Один пройдет под площадью возле станции метро "Сокол" и соединит улицы Алабяна и Балтийскую. Еще 3 станут частью крупнейшего дорожного проекта за историю Москвы - Четвертого транспортного кольца (ЧТК). Первый, длиной 1,2 км, пройдет под парком "Коломенское". Второй, 800-метровый, - под Филевским парком. Возможно, будет построен и третий тоннель - под парком "Лосиный Остров".
Сейчас в Москве действуют два автотоннеля - Лефортовский и Серебряноборский. Первому сейчас принадлежат лавры не только самого длинного в Москве (2150 м), но и самого широкого в Европе (14 м). Новые тоннели не смогут поставить новый рекорд по протяженности, зато будут уникальными по ширине - она составит 19 м. Для этого в Германии по специальному заказу уже строится проходческий щит соответствующего размера.
Новые тоннели - лишь часть масштабной программы подземного строительства в Москве. Ее правительство Москвы одобрило в сентябре. В программе определены 37 территорий, на которых планируется развернуть подземное строительство, - от транспортных узлов до торговых кварталов. Впоследствии целый подземный раздел появится и в обновленном варианте Генплана развития Москвы до 2025 года.
Подземные рекорды
Самый длинный автотоннель насчитывает 24,5 км, носит имя Лаердал и расположен в Норвегии. Построен в 1995-2000 годах, является частью трассы Е16, соединяющей города Берген и Осло.
Самый глубоководный автотоннель - Эйксунд - построен на глубине 287 метров под дном Стур-фьорда в Норвегии. Длина 7,8 км, открыт 23 февраля 2008 года.
Автодорога с наибольшей протяженностью тоннелей - горная трасса А20 на острове Сицилия соединяет города Мессина и Палермо. Ее общая длина - 117 км.
Самый длинный железнодорожный тоннель имеет длину 53,9 километра, называется Сейкан и связывает два японских острова - Хонсю и Хоккайдо. Строился 13 лет - с 1972 по 1985 год.
Самый дорогой тоннель стоимостью 15 млрд долларов проходит под Токийским заливом. Это двойной тоннель длиной всего 10 км, внутренним диаметром 11,9 м. Его строили восемь проходческих щитов диаметром 14 м на протяжении восьми с половиной лет.