К трамваю мы относимся, безусловно, положительно. Экологически чистый вид пассажирского транспорта, надежный, ритмично действующий на маршрутах и потому активно востребованный. Особенно это понимаешь, когда трамваи останавливаются, к примеру, из-за ремонта трамвайных путей, поломки вагона.
Наверное, каждому пассажиру трамвая приходилось видеть, как четко управлялся с небольшим ремонтом на пути следования и сам вагоновожатый. А когда всё хорошо, и трамвай идёт по рельсам, как по маслу, мы и не замечаем того, кто за рычагами управления. Кто обеспечивает нашу безопасность в поездке, кто в постоянном внимании к дороге, к пассажирам на остановках во время посадки-высадки.
— Как обеспечивается надёжность работы водителей трамвая, где они проходят обучение? — интересуемся в начале разговора о кадрах для работы на подвижном составе горэлектротранспорта у Сергея Кормушина, заместителя директора муниципального предприятия «Златоустовское трамвайное управление».
— Именно потому, что работа это специфическая и очень ответственная, мы обучаем будущих водителей трамвая у себя в городе. Мы пришли к выводу, что обучение в местных условиях, на местном рельефе более эффективно, — говорит Сергей Вячеславович. — Сейчас вот как раз идет набор в группу обучающихся профессии вагоновожатого. Набираем всего 25 человек.
— Что представляет собой эта учёба?
— Теоретические занятия проводим на базе колледжа имени Аносова. С этим учебным заведением мы успешно сотрудничаем в рамках трехстороннего соглашения. В нем участвует еще Центр занятости населения округа, через который идет направление на полугодичные курсы вагоновожатых. Центр финансирует большую часть стоимости обучения, которая равна 16—18-ти тысячам. Обучающийся вносит небольшую сумму.
Естественно, практические занятия — обучение вождению, «накатывание» необходимого минимума часов под руководством опытного наставника — проходят на базе нашего трамвайного управления, организатора этого трехстороннего сотрудничества.
После обучения необходимо сдать экзамены по теории, практике на курсах, затем — в ГАИ.
— Какие требования предъявляются к будущим водителям трамваев, скажем, есть возрастные ограничения?
— Прежде всего, это требования по состоянию здоровья. Важное условие при приёме на работу в это подразделение — нам нужны люди, ведущие здоровый образ жизни, так как они непосредственно отвечают за безопасность пассажиров. А стать вагоновожатым может как женщина, так и мужчина, но не моложе 21 года.
— Сколько получает у вас в управлении вагоновожатый? Слышали, что несколько квалифицированных водителей трамвая уехало в Москву в надежде подзаработать? Законное желание.
— Уехали. Хотят получать больше. Но ведь всегда кажется, что где-то лучше, чем дома. Говорят, что зарплата, по меркам Москвы, у них небольшая, а жить приходится в рабочем общежитии. Впрочем, каждый делает выбор сам.
Заработная плата вагоновожатых у нас поднялась до 14-ти тысяч рублей. У нас есть своя неплохая по качеству приготовления пищи столовая, недорогая. Кроме того, мы доставляем работников трамвайного управления своим автобусом рано утром в депо на смену и поздно вечером подвозим домой. К основному отпуску водители трамвая имеют дополнительный 12-дневный оплачиваемый отпуск. И льготный пенсионный стаж: 50 лет — для женщин и 55 — для мужчин, которые, соответственно, отдали этой профессии 15 и 20 лет работы.
Так что, кто работает в Златоусте, находит в этом свои плюсы.