Во вторник заседание столичного правительства, посвященное программе развития наземного транспорта на 2011-2013 годы, обернулось скандалом. Мэр Москвы Юрий Лужков обрушился на городских монополистов в области пассажироперевозок - Мосгортранс и Московский метрополитен. Больше всего досталось начальнику подземки Дмитрию Гаеву. Мэр предложил его "ссадить на землю с мухинского пьедестала" за многочисленные поломки и плохое обслуживание подвижного состава. Принципиальное решение о том, как именно будут реформироваться ГУПы-монополисты, должно было быть принято во вторник, так как уже в сентябре придется верстать городской бюджет на 2011 год. Возможно, именно это и подвигло мэра к жесткой критике. - Среди населения падает престиж городского транспорта, - мрачно начал Юрий Лужков. - Нам нужно ссадить на землю с пьедестала выше мухинского нашего руководителя метро, который он себе необоснованно построил. Никто не может заставить его заниматься ремонтами и профилактикой, тогда как случаи остановки составов приводят к получасовым сбоям в расписании движения поездов. Досталось и наземным перевозчикам - Мосгортрансу. - Кончать нужно всю эту монополию, создавая конкурентную среду для обслуживания пассажиров, - призвал мэр. И намекнул, что ему известен случай, когда чиновники Мосгортранса сомнительными способами убрали частника с прибыльного маршрута. Что граничит с "преступлениями, связанными с нарушениями антимонопольного законодательства". "Обвиняемые" во вторник по разным причинам не ответили на претензии мэра. Руководитель Мосгортранса Петр Иванов, хоть и присутствовал на заседании, отмолчался. А начальник метро Дмитрий Гаев, как заявили в его пресс-службе, находится за границей, и его телефон не отвечает. Автобусы отдадут частникам До выступления Лужкова чиновники успели изложить несколько идей. Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве Владимир Ефимов предложил отдать в частные руки автобусные перевозки, но не трогать троллейбусные парки и метро, так как они могут "нормально функционировать в виде естественной монополии". По словам Ефимова, существование крупных монополистов ведет к ненужным тратам из-за банальной несогласованности. Например, Мосгортранс вложил 124 млн рублей в троллейбусный парк в Митине, но он уже никому не нужен - туда провели метро. - Мосгортранс необходимо разделить на собственно автомобильные предприятия и транспортную инфраструктуру, - пояснил свою мысль Владимир Ефимов. - Предприятия Мосгортранса, которые получат статус акционерных обществ, будут участвовать в аукционах на получение маршрутов наравне с частными перевозчиками. Тарифы отрегулирует рынок - Дорожную сеть поделить и продавать пакетами, в которые обязательно бы входили как более, так и менее привлекательные для бизнеса маршруты, - уточнил руководитель департамента транспорта и связи Москвы Василий Кичеджи. - При выдаче пакета заранее закладывать убытки частников от перевозки льготников. Цены сначала придется регулировать, установив максимальный тариф проезда. В дальнейшем конкуренция сделает свое дело - цены снизятся. Положительная тенденция уже наметилась - в этом году частники, в отличие от Мосгортранса, цены на проезд в своих маршрутках не поднимали. Проезд у них стал дешевле, чем у городского перевозчика. Но прежде чем начать продажу маршрутов, неплохо было бы провести их ревизию. Между окраинами, "сидящими" на соседних ветках метро, плохо развито радиальное наземное сообщение. Новые маршруты смогли бы связать станции метро кратчайшими путями и создать хоть какую-то замену Большому кольцу метро (его строительство все еще в планах), без которого город задыхается. ("Известия" подробно писали об этом предложении 25.03.2009 г.) Документ во вторник принят не был. Его ждет доработка до 10 августа текущего года. МНЕНИЕ Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства: - Опыт управления транспортом в мегаполисах накапливался с 1950-х годов. И ни в одном городе мира наводить порядок не начинали с административных реформ. Для начала разрабатывали систему интеграции рельсового транспорта, выстраивали цепочку: трамвай - метро - о разумных тарифах на проезд. Потом уже брались за остальной наземный транспорт. Во всех мегаполисах - от Бразилии до Канады - сейчас работают государственные муниципальные агентства, которые определяют городскую маршрутную сеть и совмещают ее с рельсовым транспортом. Агентство задает правила игры: распределяет маршруты, причем с принудительным расписанием. Менять маршруты и расписание ни в коем случае нельзя - моментально лишат лицензии. Для того чтобы расписание соблюдалось, автобусам, трамваям и троллейбусам обеспечивают приоритет в транспортном движении - отгораживают рельсы, выделяют отдельные полосы и т.д. Конкуренция среди перевозчиков заключается в том, чтобы лучше обслужить пассажиров. У нас подобная система начала потихоньку самоорганизовываться: появились железнодорожные экспрессы от вокзалов в аэропорты. Это первая рельсовая цепочка, отвечающая логике, принятой во всем мире.
|