На увеличение тарифов за проезд в маршрутных такси Киевгорадминистрация ответит обновлением парка общественного транспорта и ужесточением конкурсных условий.
Как и предупреждали перевозчики, с 1 сентября 2008 г. цены на проезд в столичных маршрутках опять выросли. На некоторых маршрутах тарифы подняли с 2 до 2,5 грн., причем по оценкам самих «маршрутчиков», это не предел - до конца года стоимость может увеличиться до 3-5 грн.
Городские власти говорят о невозможности бороться с этой проблемой административными мерами. После весенних забастовок договора с перевозчиками были перезаключены, фиксированный тариф был изменен на плавающий, поэтому «частники» имеют право на такие шаги.
В ответ на действия перевозчиков 2 сентября 2008 г. КГГА через свою пресс-службу сообщила, что до конца 2011 г. планируется увеличить количество коммунальных автобусов с 490 до 650 ед., троллейбусов - с 435 до 520 ед. Кроме того, до 2012 г. трамвайный парк столицы собираются обновить на 111 ед.
Такая политика киевских властей являет собой редкий пример экономического регулирования, когда административное вмешательство сводится к минимуму. «Маршрутчикам» создают сильного конкурента в лице коммунального транспорта, а также законными методами заставляют их повысить качество обслуживания.
Так, в соответствии с новыми условиями конкурса на определение перевозчиков на городских маршрутах, преимущество при выборе победителя будут иметь новые (не старше пяти лет), вместительные (не менее 21 сидячего места для пассажиров) и комфортные (оборудованные кондиционерами, камерами наблюдения, системами навигации) микроавтобусы. К тому же, водителям запретят во время движения разговаривать (как с пассажирами, так и по мобильному телефону), есть и пить, а также производить расчеты за проезд.
Все это неминуемо приведет к дальнейшему перераспределению пассажиропотока в пользу автобусов, троллейбусов и трамваев. Ведь в этой ситуации кроме столичной власти против «маршрутчиков» срабатывают и общие экономические факторы (рост цен на горючее и запчасти). К тому же из-за низких зарплат и высокой стоимости жилья многие иногородние водители микроавтобусов предпочитают возвращаться на работу в свои регионы. В результате многие владельцы маршрутных такси вынуждены либо вкладывать деньги в развитие и модернизацию своего парка, либо уходить с рынка городских перевозок.
По задумке КГГА, в скором времени центр города вообще очистят от маршруток, которым придется довольствоваться подвозом людей из спальных районов или пригородными перевозками. При этом следует заметить, что все меры столичных властей будут эффективными только в том случае, если повышенные требования будут предъявляться и к коммунальному транспорту, ведь городские автобусы, троллейбусы и трамваи в большинстве своем представляют довольно унылое зрелище. КГГА предстоит большая работа по замене этих «динозавров» новыми образцами, с повышенным уровнем не только вместимости, но и комфорта, да еще и осуществляющими регулярное и точное движение благодаря внедряемой единой системе диспетчерского управления. Только после этого действия мэрии одобрят и пассажиры.