Харьковчане за электротранспорт

Открытость и независимость информации о харьковском электротранспорте

  Новая версия сайта находится по адресу http://zatramvaj.org.ua!

Транспортные новости

Главная » Статьи » Украина

Почему мэрия гробит городской электротранспорт?
События последних дней показали всю уязвимость транспортной системы города. Действительно, в результате снегопада в среду и пятницу, а также обледенения в понедельник городской транспорт находился в состоянии близком к коллапсу. В результате тысячи людей не смогли добраться на работу или с работы, многие предприятия перешли на неполный рабочий день, а некоторые и вовсе временно прекратили работу. В городе образовались километровые заторы, толпы на остановках. К слову, если столь масштабный снегопад в Одессе – дело действительно чрезвычайное, то гололед в той или иной степени случается практически каждый год. И к связанным с ним транспортным проблемам городской власти, конечно, следовало бы быть готовыми.


Дело в том, что транспортная система Одессы в значительной степени построена на использовании микроавтобусов, действующих в режиме маршрутных такси. По данным социологических опросов, около 53% одесситов пользуются именно этим видом транспорта. Если добавить сюда почти 15% одесситов, передвигающихся на собственном автотранспорте, становится ясно, что на городские автомагистрали приходится основная нагрузка по перевозке пассажиров. И когда автомобильные дороги города оказались сначала засыпаны снегом, а затем покрыты льдом, транспортная система оказалась парализованной.

К слову, тот факт, что транспортная система, основанная на маршрутках, крайне зависима от превратностей погоды – далеко не единственный ее недостаток. Даже при хорошей погоде маршрутные такси стоят в пробках, попадают в ДТП и загрязняют атмосферу. Многие эксперты и вовсе сомневаются в том, что маршрутки способны обслужить значительный пассажиропоток. Не является панацеей, к слову, и увеличение вместимости маршруток (например, переход от «Газелей» к более крупным микроавтобусам «Богдан», а от них – к МАЗам). По мнению экспертов, это приведет к увеличению частоты остановок, что создаст дополнительные неудобства другим участникам дорожного движения.

Хорошей альтернативой маршруткам мог бы стать городской электротранспорт, и в первую очередь – трамваи, являющиеся высокоэффективным, современным и экологически-безопасным транспортным решением во многих европейских городах. Действительно, грамотно организованные трамвайные маршруты смогли бы взять на себя значительную часть пассажиропотока. Они не зависят от пробок, а значит, смогут обеспечить достаточно высокую скорость передвижения даже на загруженных магистралях, особенно в часы пик. Да и к погодным катаклизмам электротранспорт более устойчив: самым уязвимым местом здесь является контактная сеть (провода, питающие трамваи). Но в этот раз они практически не пострадали, а очистить от льда и снега трамвайную колею значительно проще, чем двух- или трехрядную автодорогу.

Однако трамваи не стали спасением для заметенной снегом и закованной льдом Одессы, точно так же, как не пользуются особой популярностью у одесситов и в благополучные в погодном плане дни. Несмотря на все преимущества электротранспорта, мы предпочитаем пользоваться маршрутками.

Объяснение этому простое: в последние годы отношение городской власти к электротранспорту иначе как наплевательским не назовешь. С 1990 года произошло значительное сокращение количества трамваев: вместо 200 составов по 2-3 вагона функционирует 130 одновагонных трамваев. То есть, подвижной состав сократили более чем в два раза! При этом за 20 лет приобретено только 8 новых трамвайных вагонов. Для сравнения: маршрутных такси в городе более полутора тысяч!

И дело не только в количестве трамвайных вагонов или их качестве. А в том числе и в трамвайных маршрутах, не отвечающих задачам, которые стоят сегодня перед транспортным комплексом. Не секрет, что значительная часть перевозок осуществляется из спальных районов - Таирова, Черемушек, поселка Котовского – в центр города, где расположены офисы и учреждения, где работает большинство одесситов. Но трамвайные маршруты из спальных районов идут только до железнодорожного вокзала или Пересыпского моста! В центре города трамвай ходит только по улице Преображенской. Да и там рельсы еще в 1970-х годах были утоплены на один уровень с дорожным полотном, в результате чего трамваям приходится стоять в пробке, теряя все свои преимущества перед теми же маршрутками. То же самое касается трамвайных маршрутов в районе рынка «Привоз».

Создается впечатление, что городское руководство сознательно «гробит» электротранспорт. Уж не потому ли, что трамваи и троллейбусы в Одессе принадлежат городу, а вот маршрутные такси – частным перевозчикам, с которых есть, что взять? Как иначе можно объяснить наплевательское отношение городской власти к этому жизненно важному виду общественного транспорта?

Посмотрим, например, на пресловутый Генплан. В нем нет новых трамвайных линий, зато предусмотрена ликвидация ряда старых: например, от улицы Ицхака Рабина до Красного Креста, линий, идущих по Дальницкой до Старопортофранковской, ветки по Хаджибеевской дороге и рельсов на поселке Котовского. Справедливости ради следует отметить, что предусмотрены Генпланом линии так называемого скоростного трамвая – в том числе, и на месте обычных трамвайных линий, которые предлагается упразднить.

Речь идет о том самом проекте, который предусматривает прокладку линий скоростного трамвая под центральными районами города: более трех километров подземных путей, а также реконструкцию уже существующих путей в спальных районах. Спору нет, проект интересный, и он вполне может решить многие из городских проблем. Но насколько реально его реализовать? В том или ином ключе его обсуждают уже много лет, причем начать реализацию «уже в следующем году» городские чиновники различного уровня обещают с 2007 года. Интересно, что год от года ориентировочный проект этой «стройки века» меняется - по различным оценкам, она составит от 200 млн до 450 млн долларов. Для сравнения: проект одного из самых обсуждаемых «долгостроев» города, трассы «Север-Юг», по заявлениям чиновников, обойдется в 700 млн гривен. Ежегодно город тратит на реконструкцию дорог значительные суммы: от 10 до 25 млн. долларов. Это притом, что проект «Север-Юг» вызывает массу вопросов с точки зрения предполагаемого эффекта на городскую транспортную систему.

Устойчивость городской транспортной системы к превратностям погоды – это не только вопрос эффективной работы городских служб, ответственных за ликвидацию последствий стихии. Это, в первую очередь, вопрос создания сбалансированной транспортной системы, конструктивного подхода к вопросу развития транспортного комплекса. К сожалению, сегодня ни о чем подобном говорить не приходится. Плоды этого мы с вами и пожинаем сегодня.


Источник: http://timer.od.ua/?p=54259

Категория: Украина | Добавил: Максимильян (27.12.2009) | Автор: Юрий Ткачев
Просмотров: 666
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Харьковчане за электротранспорт, 2007-2024