Харьковчане за электротранспорт

Открытость и независимость информации о харьковском электротранспорте

  Новая версия сайта находится по адресу http://zatramvaj.org.ua!

Транспортные новости

Главная » Статьи » Украина

"ЧТОБЫ ИМЕННО НА ТРОЛЛЕЙБУСЕ ДОЕХАТЬ ДО ЯЛТЫ ИЛИ АЛУШТЫ, СОТНИ ПРИБЫВШИХ В КРЫМ НА ОТДЫХ КУРОРТНИКОВ ПО ТРИ ЧАСА ЖДАЛИ В ОЧЕРЕДИ..."
Ровно 50 лет назад в Крыму была построена самая длинная в мире, 96-километровая троллейбусная трасса. Бывший начальник службы движения республиканского предприятия "Крымтроллейбус", а ныне хранитель музея истории трамвая и троллейбуса 80-летний Георгий Михайлович Славный был одним из тех, кто участвовал в ее сооружении с первых дней

Елена ОЗЕРЯН "ФАКТЫ" (Симферополь)

Осенью 1959 года по уникальной горной троллейбусной трассе "Симферополь-Ялта" пошел первый троллейбус. Но даже сейчас длиннее этой дороги нет нигде в мире. Крымская горная троллейбусная трасса занесена в Книги рекордов Украины и Гиннесса. Правда, в "Крымтроллейбусе" узнали об этом недавно и случайно. Кто-то сделал это, даже не посчитав нужным уведомить тех, кто строил уникальный объект и сейчас работает на нем. Как ни прискорбно, но историей трассы нынче за рубежом интересуются даже больше, чем в родном отечестве. В музей к Георгию Михайловичу Славному часто приезжают иностранцы. Экскурсии для них, как и для всех желающих, этот удивительный человек проводит бесплатно. А рассказать ему есть о чем.
"Таких темпов строительства наша страна не знала ни до, ни после..."

- Построить троллейбусную линию, которая связала бы Симферополь и Южный берег Крыма, решил Никита Хрущев, - рассказывает Георгий Михайлович. - Попытки связать ЮБК с остальной частью полуострова надежным видом транспорта предпринимались и ранее, еще в конце XIX века. Рассматривалось три варианта: железная дорога, монорельс или троллейбусная линия. Строить железную дорогу было однозначно нельзя, потому что она сползла бы в море. Монорельс на ЮБК тоже не оправдал бы себя экономически - он выгоден только в мегаполисах. Таким образом, единственным видом транспорта, который бы связал Симферополь и Ялту, оставался троллейбус.

- К этому времени междугородние трассы в Европе уже были?

- Да. Много троллейбусных линий, не очень длинных - 15-30 километров, было в Италии. Самую протяженную на то время трассу (51 километр) построили в Англии - так называемый Южно-Ланкаширский маршрут. А у нас решили строить от симферопольского аэропорта "Центральный" до Ялты - 96 километров. Причем первую очередь - 52 километра от Симферополя до Алушты - построили за 11(!) месяцев. Таких темпов страна не знала ни до, ни после. При этом делалось все параллельно - прокладывали новую дорогу на Ялту и троллейбусную трассу. Кроме наших строительных подразделений, прибыли бригады из Киева, Харькова, Одессы, Николаева, Херсона и других городов.

Никита Хрущев постоянно интересовался крымской новостройкой. На небольшом участке перед Ангарским перевалом троллейбусы, как и автомобили, первое время ходили по старой Ялтинской дороге, пока строилась новая. Осенью 1960 года Хрущев, будучи на отдыхе, увидел, что там еще до сих пор "копаются", и сказал: буду возвращаться с отдыха, чтобы до Перевала (Ангарского. - Авт.) была новая дорога. Назад он ехал уже по новой трассе, и троллейбусы, естественно, тоже шли по ней.

- А троллейбусы где закупали?

- Когда начали строить трассу, заведующий кафедрой Киевского политехнического института профессор Ребров (к сожалению, он уже умер) теоретически рассчитал возможность работы на ней отечественных троллейбусов, - рассказывает Славный. - И пришел к выводу, что наши машины не выдержат тяжелых подъемов и особенно крутых спусков. Поэтому заранее купили чешские машины, более мощные. Мы получили 40 троллейбусов (из них 30 - чешские, остальные - отечественные). Первое время до Алушты троллейбус ехал 1 час 50 минут. В основном из-за того, что головка токоприемника имела много недостатков, часто рвала контактную сеть. Наш технический отдел переделал ее. Когда мы поставили новую деталь на троллейбусы, время в пути сократилось на 20 минут, до Алушты пассажиры добирались уже за полтора часа. Рассказали о своем изобретении чехам. Главный инженер завода "Шкода" пришел в восторг от нашей выдумки. Мы передали ему все необходимые сведения, и чехи начали выпускать свои троллейбусы уже с новой деталью. В технической документации указано: "головка токоприемника симферопольская". Кстати, водителей для троллейбусов горной трассы специально готовили в Севастополе. На курсы шел жесткий отбор, принимали только шоферов 1-2 класса, причем тех, кто уже работал в Крыму, знал горные условия.

- Георгий Михайлович, вы сами-то проехали на первом крымском троллейбусе?

- Нет, - смеется. - Потому что руководил движением, мотался на автомобиле вдоль трассы, чтобы, не дай Бог, никакого сбоя не было. А первый троллейбус вел сам начальник управления Василенко. Но первое расписание движения троллейбусов составлял я. Проезд по Симферополю стоил 40 копеек старыми деньгами (до денежной реформы 1961 года. - Авт.), то есть 4 копейки новыми. До Алушты - 65 копеек, до Ялты - рубль двадцать. В первые несколько дней после запуска линии люди катались семьями от начала маршрута и до конца. Позже, чтобы именно на троллейбусе доехать до Ялты или Алушты, сотни прибывших в Крым на отдых курортников по три часа ждали в очереди. Хотя рядом на площади перед железнодорожным вокзалом стояли автобусы, предлагали довезти быстрее, но никто на них не шел.

- Почему?

- Потому что приехать в Ялту в полуобморочном состоянии - это не отдых, а наказание. Почти всех сильно укачивало во время езды по старой Ялтинской дороге, в салоне автобуса пахло бензином, пассажиров мотало туда-сюда. Не каждый выдерживал такие нагрузки. А троллейбус идет плавно, бесшумно, никого не укачивает, в салоне бензином не пахнет. И стоимость проезда в нем дешевле. А деньги наши граждане и тогда считали. К тому же билеты на троллейбус можно было приобрести не только в кассах вокзала и аэропорта. Их продавали прямо в вагоне поезда проводники, бригадиры или начальники поездов. Человек приезжал в Симферополь, сразу садился на троллейбус и ехал на Южный берег Крыма. Такую услугу могли получить пассажиры в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Минске, Риге и Вильнюсе. Я сам ездил в эти города и заключал договора с железной дорогой на продажу билетов на троллейбусы, следующие на ЮБК. Даже если поезда опаздывали, железная дорога давала нам сведения, и мы передвигали пассажиров, которые уже приобрели билеты на троллейбус, на более поздние рейсы. В любом случае человек четко знал, что, прибыв в Симферополь, он спокойно уедет к морю.
"Интервал движения между троллейбусами, следующими на ЮБК, составлял всего две минуты!"

- Правда, что по горной трассе в то время ходили не только пассажирские, но и грузовые троллейбусы, которые тоже пользовались огромной популярностью?

- Да, у нас была солидная колонна - 24 грузовых троллейбуса, - рассказывает Георгий Михайлович. - Причем не чешские, а свои, киевские. При необходимости грузовой троллейбус мог ходить и без контактной сети, как автомобиль. Все было очень выгодно и надежно. Но вскоре их пришлось снять с трассы, чтобы уменьшить нагрузку на тяговые подстанции. Ведь в лучшие годы нашей работы интервал между троллейбусами, которые отправлялись в Ялту и Алушту, составлял всего две минуты! Такого нигде в мире не было. Этот факт тоже можно внести в Книгу рекордов Гиннесса. (Улыбается.) Подумайте только: 500 рейсов каждый день! Наше предприятие 24 года давало прибыль государству за счет междугородней трассы больше одного миллиона долларов в год. И это при стоимости билетов рубль двадцать и 65 копеек! За 50 лет мы перевезли более 5 миллиардов пассажиров.

- А как же удавалось не срывать график движения во время проезда правительственных кортежей, когда руководители государства ехали на отдых в ту же Ялту?

- Это, конечно, доставляло массу неудобств, но справлялись. Когда ехал правительственный кортеж, весь руководящий состав нашего предприятия тоже выезжал на трассу. Автомобильный транспорт на это время убирался, заводился на боковые дороги. А троллейбусы продолжали работать до тех пор, пока милиция не давала сигнал остановиться, примерно за десять минут до проезда кортежа. Причем не просто остановиться, а чтобы все окна по левой стороне троллейбусов были закрыты, и не дай бог, кто-то из пассажиров высунется. Наши водители строго инструктировались на этот счет... Однажды на Ангарском перевале я видел, как проезжал Хрущев, он сидел на пассажирском месте. А вот Леонид Ильич Брежнев сам за рулем ехал, на небольшой скорости, важный такой.
"На протяжении последних лет не прекращаются попытки угробить уникальную троллейбусную линию"

- Троллейбусная линия "Симферополь-Ялта" - самая длинная в мире, а свидетельства о том, что она занесена хотя бы в Книгу рекордов Украины, не говоря уже о Книге рекордов Гиннесса, я в вашем музее, Георгий Михайлович, не вижу...

- Готовясь к 50-летнему юбилею, мы решили исправить эту оплошность, - говорит Славный. - Звоню в Киев, в офис Книги рекордов Украины, чтобы узнать, как это все сделать, а там отвечают: ничего не нужно, трасса уже занесена. Когда, кем, почему тогда нам не выдали соответствующий диплом? Платить сейчас за эту процедуру нашему предприятию очень накладно.

Все дело в том, что на протяжении последних лет не прекращаются попытки обанкротить крымское троллейбусное управление. А значит, угробить уникальную междугороднюю троллейбусную линию. Известна и причина происходящего - предприятие занимает территорию в центре города, примыкающую к парковой зоне. На нее точат зубы те, кто хотел бы здесь возвести элитное жилье...

- На юбилейные торжества высоких гостей из Киева ждете? - спрашиваю напоследок.

- Самой длинной троллейбусной линией в мире чаще интересуются иностранцы. У нас побывали телерадиожурналисты "Би-би-си", потом их репортаж о трассе показывали по каналу "Дискавери". После них приехало голландское телевидение. Совсем недавно нанесли визит 30(!) человек из Англии - любители электрического транспорта. Они ездили на троллейбусе до Ялты и, конечно же, остались в полном восторге. А еще, как и все иностранцы, были очень удивлены тем, что наше правительство не оказывает должной поддержки такому экологически чистому виду транспорта, как троллейбус. Тем более в Крыму. Они у себя в Европе это уже осознали. Например, в Лондоне в начале 1960-х годов сняли весь электрический транспорт. А несколько лет назад там построили новую трамвайную линию, по которой ходят прекрасные трамваи. Жизнь доказала, что электрический транспорт уместен именно в мегаполисах. Уже хотя бы потому, что уменьшает загазованность воздуха. А для Украины еще и экономически выгоден, так как электроэнергия у нас своя, и дешевая.


Источник: http://facts.kiev.ua/archive/2009-10-23/101016/index.html

Категория: Украина | Добавил: progresman (26.10.2009)
Просмотров: 1680 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 3
3 Анте Павелич  
Вообще-то междугородная троллейбусная линия в Италии есть до сих пор. Вентимилья - Кампороссо - Валекрозия - Бордигера - Монтенеро - Термини - Оспедалетти - Сан-Ремо - Буссана - Буссана - Арма-ди-Таджа - Таджа. Длина к/сети: 57 км (в однопутном исчислении). Имеются следующие троллейбусные маршруты: на 17,5 км. на запад от Сан-Ремо до Вентимильи (маршрут V, где литера "V" означает "Вентимилья"); на 11,5 км. на восток от Сан-Ремо до Таджи (маршрут Т, где "Т" означает "Таджа"); а также внутригородской маршрут, дублирующий оба вышеописанных маршрута в пределах границ города Сан-Ремо (маршрут U, где "U" означает "urbano", т.е. "городской"). Участок сети между восточной границей Сан-Ремо и Таджа "временно" не используется начиная с 2002 г., а маршрут Т обслуживается автобусами. Оставшиеся два маршрута U и V обслуживаются как троллейбусами, так и автобусами, причём предпочтение восновном отдаётся последним.
Имеется 15 рабочих троллейбусов плюс один музейный. Понятно, что линия, скорее, автобусная, но ФОРМАЛЬНО она троллейбусная. Судя по всему, троллейбусное движение поддерживается в пределах минимума, необходимого для получения предприятием соответствующих государственных дотаций на эксплуатацию.

2 Анте Павелич  
Здесь надо всё-таки добавить, что "Крымтроллейбусу" вполне хватит и огромной территории на Глинки, бывшее депо-2, ныне ЦТРМ, причём там есть резерв расширения, т.к. южная сторона территории примыкает к сосняку, и её можно практически бесконечно расширять. Надо бы дирекции "Крымтроллейбуса" получше работать и поменьше воровать. Есть же более успешные предприятия аналогичного профиля, тот же СимСитиТранс, который, к слову, совсем рядом находится, тоже на Феодосийском выезде... И жалоб чёй-то от них не слышно, и остановки по всему городу красивые сделали (павильоны), хотя по-хорошему это "Крымтроллейбус" должен был делать как основной городской перевозчик...

1 Роман  
Даёшь электрификацию всех дорог Украины! Я за троллейбусы, при нынешних ценах на топливо, я за электротранспорт!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Харьковчане за электротранспорт, 2007-2024