Немецкий трамвай в крымской степи — проект из разряда фантастических и, тем не менее, — реальный! Маршрут самого короткого трамвайного пути в мире начинается на окраине села Молочное (10 км от Евпатории), у ворот пансионата «Береговой», и через 1800 метров заканчивается у моря, на песочном пляже. 5-минутный проезд без остановок превращается в короткое романтическое путешествие с сюрреалистическими ощущениями: типичный стук колес и дребезжание старого городского трамвая, а за окном — степной пейзаж и гигантские радиотелескопы Центра дальней космической связи. И это не какой-нибудь аттракцион в трамвайных декорациях для отдыхающих, а все всерьез, по-настоящему: запах пропитанных гудроном шпал, искры контактной линии, проездные талоны, кондуктор… Такое нетипичное трамвайное движение организовала директор пансионата, причем в то время, когда в больших городах трамвай вытесняли с улиц на задворки истории.
«Это была моя заветная мечта, но много лет я не знала, как подступиться к ее осуществлению, — рассказывает генеральный директор пансионата «Береговой» Татьяна Чистякова, которая руководит здравницей с 1970 года. — У нас отдыхает 450 человек, и подвозить их к морю на автобусах неудобно: в салоне жарко и тесно. А строить корпуса ближе к берегу нельзя было — после ливней озера разливаются, и все вокруг затапливает. Я искала какой-то более удобный транспорт, и в 87-м случай свел меня с железнодорожниками из Коростеня. После событий на Чернобыльской АЭС они искали пансионат для своих работников, и мы договорились о «бартере»: решение транспортного вопроса за путевки. Сначала думали о дрезине, но она работает на бензине, и это наносило бы ущерб экологии, вокруг же озера с целебными грязями. А трамвай безвреден для природы. Мы сделали расчеты и составили смету, которую я поехала утверждать в Крымское облуправление сельхозяйства. Начальник управления Григорий Мартынец смеялся надо мной: «Да ты что, Татьяна?! Трамвай в селе? Да нереально это!». Настолько несерьезно, с улыбкой, восприняли нас, что все документы мне подписали!».
Весной 1989 года специалисты из Коростеня проложили трамвайный путь к морю, купили три стареньких немецких вагона Gotha у Евпаторийского трамвайного управления, и с открытием курортного сезона началось регулярное движение. Проезд стоил всего 5 копеек, сейчас — 1 гривня. Как и тогда, эта услуга включена в стоимость путевки: проездной отдыхающих в «Береговом» — их курортные книжки, остальные покупают талоны у кондуктора. «Зайцев» ни разу не ловила, — говорит кондуктор Людмила Костюк. — Туристы покупают билеты на память о проезде в нашем трамвае, а всех местных я знаю в лицо и по именам, поэтому у меня не пошалишь. Хотя мальчишки иногда пытаются».
В разгар сезона трамвай выполняет за день 30 рейсов и перевозит более 3 тысяч пассажиров. 50-летние вагоны-старички выдерживают эту нагрузку. «Немецкое качество! — поясняет не без гордости за «готов» главный энергетик системы и вагоновожатый Александр Семенченко. — Днище без коррозии, а заводские провода, как новые».
Трамвайное движение в селе поддерживается благодаря энтузиазму Татьяны Ивановны. От местных же помощи никакой, только проблемы: все норовят медный провод с линии срезать. Сейчас даже трамвайный путь под охраной, ведь ради него приезжают люди из Ассоциации трамвайных клубов Швейцарии, Германии и Чехии. «Взрослые мужики, а радуются трамваю, как дети, — улыбается Татьяна Ивановна. — Гладят его, целуют, фотографируются».
ЭТИ «ГОТЫ» БЬЮТ РЕКОРДЫ
Трамвай в Молочном — это самая короткая трамвайная линия на планете – всего 1800 м (в Волчанске Свердловской обл., который претендует на прописку в Книге рекордов Гиннеса как самый маленький город в мире со своим трамвайным движением, линия «аж» 7500 м), и единственная, построенная в сельской местности. А два вагона — «Gotha – Т57» с двухсторонним выходом и «Gotha – Т59Е» с дверьми на одной стороне — выпущены в 1957-м и 1959-м на заводе города Гота (ГДР) и работают уже полвека! По словам инженера Александра Семенченко, который их обслуживает, на постсоветском пространстве уже не осталось подобных «готов» в рабочем состоянии: «Пять таких же работают в Евпатории, но там менялись детали». Самый знаменитый пассажир этого трамвая – Олег Янковский. Его персонаж «катался» здесь в фильме «Терра инкогнито» (1994).