С прошлого года в соседней матушке-России «маршрутки» - автобусы малой и особо малой вместимости – относятся не к разряду такси, а к регулярному общественному транспорту. Выходит, на постсоветском пространстве они обосновались всерьез и надолго.
Если перефразировать хорошо известную песню – «на любой дороге, в стороне любой, «маршрутке» ты не скажешь «до свиданья!», маршрутка не прощается с тобой!». Звучит оптимистично. И все равно общественность недолюбливает новоиспеченный общественный транспорт. Но что поделаешь? Поедешь! Приедешь ли живым к месту назначения всегда будет под вопросом, но не сядешь – не приедешь точно. Ведь
редкие трамваи, троллейбусы, автобусы забиты под завязку, в основном потому, что движутся с более чем «экскурсионным» интервалом. Хоть как-то доберемся! И как только в далекой Америке, добираются домой униженные и оскорбленные не имеющие личных автомобилей?
Можно и не ходить за примерами так далеко. Но об этом потом… Хорошо забытое старое. Праотцы наших любимых маршруток – «jitney» или «jittney» - впервые появились в 1910-х годах в США. Впору справлять столетний юбилей! С которым их едва ли кто-то поздравит…
В далекой Америке все больше людей могли позволить себе автомобиль, качество мощения улиц выросло, и предприимчивые автолюбители стали дублировать выгодные участки трамвайных маршрутов, лишив трамвай монополии. Пик подобного бизнеса пришелся на 1914-й год.
В английский язык прочно вошло слово «jitney», став синонимом слова «пятипенсовик» («nickel») и наоборот.
Однако погубили американские маршрутные такси даже не протесты трамвайных компаний, стремительно терявших пассажиров. Сесть верхом на «пятипенсовик» было откровенно опасно: пассажиры маршруток не были застрахованы, водители работали когда хотели и где хотели, а хаотические передвижения маршруток ухудшали ситуацию на дорогах в городах. Уже в 1915 году многие штаты или запретили маршрутки вовсе, или четко регламентировали их работу. Во втором случае были введены и такие прозаические вещи, как обязательное страхование ответственности перевозчика, и запрет производить посадку-высадку у перекрестков и стоять у тротуара в ожидании пассажиров; был введен бесплатный проезд для некоторых категорий населения (все это, хотя бы на словах – особенно «на словах» унизительный бесплатный проезд льготников - осуществляется и у нас). Прямо таки, удивительные истины столетней давности, которые и нам не повредили бы – раз уж по-прежнему «маємо те, що маємо».
Редких оставшихся маршрутчиков, во-первых, обязали строго придерживаться трассы маршрута – вероятно еще до наших горе-водителей лихие американские парни объезжали пробки через тридевятое царство, вводя в недоумение бабушек, планировавших выйти на «неудобном» участке.
«Jitney» запретили работать в районах с высокой интенсивностью поездок, пользоваться трамвайными остановками, скорость движения ограничили десятью милями в час, перекрестки разрешили проезжать только после полной остановки… ну не давали жизни! Даже установили минимальную протяженность маршрута, что очень травмировало бы наших многочисленных украинских «подвозил», совершающих десятиминутные круги по району.
В результате принятых мер за год маршруток стало в десять раз меньше. Последних «мамонтов» (ну не «газелек» же – США!) постепенно вытеснили автобусы… С ног на голову.
А пока в Америке автобусы вытесняли «маршрутки», у нас – маршрутки вытесняли автобусы!
Правда, не сразу. В СССР они существовали издавна – в Москве с 1930-х годов, с 1960-х – в Питере, примерно с тех же времен – в Киеве. Однако транспортом номер два после «подземки» они не становились никогда – они курсировали между вокзалами или выставками, развозили пассажиров домой от станций метро, осуществляли некоторые междугородние перевозки.
В городах, где метро не было, маршрутные такси тем более имели право на жизнь. В те времена вместо набитой людьми мясорубки, кроме которой ожидать нечего, они были просто удобной, быстрой и дорогой (в 1,5 – 3 раза дороже автобуса) альтернативой общественному транспорту, дублировавшей основные маршруты.
Изменилось все с распадом СССР. Альтернатива превратилась в данность, и то, что сейчас происходит на маршрутах большинства украинских городов описывать смысла нет.
Можно ли это изменить? В соседнем государстве смогли, хоть и локально. Пока правительство всея Руси «обобщало» маршрутки, в Казани в 2007 году все маршрутные такси были заменены на автобусы больше вместимости. Было бы желание! Хотя, как люди бесстрашные и с юмором, одесситы наверняка захотят пока оставить все как есть… Годика на два.
«А в тюрьме сейчас ужин…»
Как все мы слышали, к грядущему Евро-2012 МВД готовит божественные автозаки. Те, что достались Украине в наследство от СССР, хулиганы «первого-второго» мира могут и не оценить. Чего доброго, еще решат, что пребывание в железной будке на колесах – прямое нарушение прав человека. Поэтому по просторам нашей родины (от свежеотремонтированного стадиона до украшенного плакатом «Welcome to Ukraine!» РОВД) они будут колесить в новых, комфортных автозаках. С современными системами климат-контроля, индивидуальными мягкими сидениями… может, и кофе будут разносить. Забота о гостях - хорошо. Но, честное слово, еще больше, чем на новые автозаки, мне хочется посмотреть на то, как любой гость нашей страны садится в маршрутку. В наш «общественный транспорт». Как он медленно, после отхода пятой, понимает, что лезть в гущу событий все равно придется. Как он, балансируя на одной ноге, вдавливается в маршрутку закрывающейся дверью и пытается уяснить, кому, как и когда в этом аду платить деньги, а главное… за что?
И как он – если уже, конечно, успел хорошо провести время – с тоской вспоминает об индивидуальных сидениях прохладного автозака: «а в тюрьме сейчас ужин… макароны». И, наблюдая за водителем - Юлием Цезарем, который умудряется одновременно курить, разговаривать по мобильному телефону, считать деньги и давать сдачу – тихонечко молится своим заграничным богам. Мол, «диа гад, айм ин э джитни фром 1910’с».
Что поделать, кто не рискует – тот не попадает ни домой, ни на работу… ТАЙМЕР задал одесситам один простой вопрос: боитесь ли вы? Как и любые люди, не имеющие выбора, наши респонденты настроены философски.
«Нет, не боюсь. Вариантов нет, все равно приходится в них ездить, - сказал одессит Дмитрий. – Знаю и про аварии, и про безответственных водил. Но если каждый раз бояться – с ума сойти можно. Нельзя жить в страхе». «Смерть менее страшна, чем проезд в забитых одесских трамваях и троллейбусах летом», - рассудил Юрий.
Святослав Пироженко...
Источник: http://timer.od.ua/?p=70437 |