Прошлый год стал самым успешным за всю постсоветскую историю Усть-Катавского вагоностроительного завода, однако сейчас предприятие столкнулось с трудностями реализации: «В прошлом году мы выпустили 200 вагонов, в этом будет 60-70. В 2010 году резкого роста производства не ожидается», — сказал генеральный директор УКВЗ Павел Абрамов.
Завод испытывает сложности в связи с тем, что выделенные Правительством России 20 миллиардов рублей в рамках программы софинансирования могут использоваться, в том числе, на приобретение автобусов и троллейбусов, однако трамваи на эти деньги купить нельзя, а «за полную стоимость муниципалитеты вагоны по 12 миллионов рублей приобретать, конечно, не будут».
Абрамов говорит, что по непонятным причинам трамвай вообще стал «бесхозным» видом транспорта — Минтранс не включает его в список транспортных средств, в отличие, например, от троллейбусов. Из-за того, что продукция завода не попала в список бюджетной коммунальной техники, УКВЗ, по сути, лишился потенциальных заказчиков.В результате, в будущем году производство вагонов на заводе сохранится на уровне текущего и составит 70 штук.
Предприятие обратилось к областным властям с просьбой инициировать обращение в Министерство регионального развития России с тем, чтобы трамвайные вагоны были всё-таки включены в список техники, которые муниципалитеты могут приобретать на условиях софинансирования. В целом же, сегодняшнюю ситуацию на УКВЗ можно назвать стабильной, предприятие выполняет все обязательства как по выплате заработной платы, так и по отчислениям в бюджет и внебюджетные фонды.
В то же время из-за резкого падения платёжеспособного спроса временно приостановлена сборка основной серийной модели трамвая 71-619. Трамваи данной модели имеются в наличии, их поставка может быть осуществлена в течение нескольких дней после оформления договорных отношений. «На складе сейчас находится 20-25 трамвайных вагонов. Мы думаем, что с некоторыми городами-миллионниками нам удастся договориться до конца года».
Чтобы не простаивать впустую, вагоностроители начали работу над трамваями нового поколения: «Пока есть время, силы, мы переходим на другую продукцию. Во-первых, люди не простаивают, во-вторых, — это наше будущее».
С 2010 года будет выпускаться новый тип подвижного состава — низкопольные четырёхосные вагоны 71-623 и 71-624. Завод уже освоил их производство, до конца года они будут поставлены в Казань, Харьков и Ярославль.
В настоящее время два опытных вагона 71-623 проходят испытания в Нижнем Новгороде и Уфе. Но с башкирскими заказчиками возникли определённые сложности: там готовы брать усть-катавские трамваи только при условии, если муниципалитет Челябинска начнёт закупать башкирские троллейбусы, чего городской бюджет сделать не позволяет.
По материалам челябинских СМИ, 16.10.2009.