Это многосекционный ZET TMK 2200, производства загребской компании "Кончар". Вагон находится на испытаниях на маршрутах N¦6 и 8. По результатам тестов будет принято решение о возможной покупке этого подвижного состава для
финской столицы. Как сообщают в транспортном управлении города Хельсинки (HKL), в связи с особенностями верхнего строения пути эксплуатация подобных вагонов пока возможна не на всех маршрутах, хотя постепенно ведётся реконструкция сети для работы на ней современного подвижного состава. Последний на настоящий момент представлен поездами Variotram немецкой фирмы Stadler. Они работают на маршрутах N¦ 3, 6, 7, 10. На остальные выпускаются только короткие 6-осные трамваи Valmet моделей NrI и NrII выпуска начала 1970-х годов.
Вопрос обновления парка встал в последние годы в Хельсинки достаточно остро. Это связано как с почтенным возрастом эксплуатирующихся здесь вагонов, так и с развернувшимся в последние годы строительством новых трамвайных трасс, которое не велось до этого почти два десятилетия. По данным того же HKL, 30-40 лет эксплуатации для рельсового подвижного состава считается нормой. Автобусы признаются негодными к эксплуатации и списываются здесь в среднем через 16 лет.
Первый опыт эксплуатации в Хельсинки низкопольных сочленённых вагонов - "Вариотрамов", полученных ещё от Bombardier, оказался неудачным - как в силу особенностей верхнего строения пути, так и конструкции самого вагона, и в начале мая 2007 года их эксплуатация здесь едва не была прекращена навсегда. Параллельно, для ликвидации наметившегося дефицита техники HKL закупил 5 бывших в употреблении 30-летних вагонов из немецкого Мангейма, а также начал реконструкцию трамваев модели NrII путём вставки средней низкопольной секции. "Закулиса" очевидно нелёгких переговоров муниципалитета со "Стадлером" не известна, однако в их результате все 40 "Вариотрамов" остались в городе, несмотря на уже начавшуюся было погрузку первых вагонов для отправки обратно фирме-изготовителю.
Но осадок, очевидно, остался - так и появился первый "Кончар". Специалисты не исключают обращения и к другим производителям - окончательное решение будет приниматься по результатам многомесячной обкатки. Тем более что весной в Хельсинки открывается новый маршрут N 9, минимум половина трассы которого проложена по улицам, где ранее трамвайных путей не было никогда.
Тем временем, по сообщению хельсинкской газеты Мetro, вновь встал вопрос и о возвращении в город троллейбусов, движение которых было прекращено в начале 1970-х. Сейчас ведутся предварительные переговоры сразу с несколькими производителями троллейбусного подвижного состава. Точная подоплёка возможного возврата к, казалось бы, давно отвергнутому и забытому виду транспорта неизвестна, но можно предположить, что щепетильных в вопросах экологии жителей Финляндии не слишком устраивает движение в центре города автобусов даже на более "чистом" и дешёвом, чем дизельное топливо, сжиженном газе. Кстати, на городском жаргоне, помимо труднопроизносимого чисто финского "йохдинауто", троллейбусы именуют здесь и вполне по-русски "тролликами" - возможно, в память когда-то недолго ходивших тут машинах ЗиУ-682.
В любом случае, несмотря на начатое строительство автомобильного тоннеля под центром города и постоянные колебания, власти Хельсинки явно делают ставку на общественный транспорт. С начала 2008 года открылось несколько новых трасс автобусов, а в ближайшие годы должно начаться строительство двух новых участков метро - в город Эспоо и к аэропорту Вантаа. Правда, не исключено, что, по крайней мере, первый в итоге будет представлять собой интегрированный в трамвайную сеть города участок системы лёгкорельсового транспорта, а аэропорт соединят с центром маршрутом городской электрички.