Соседние государства уже начали спасать свои столицы 11:30 20-10-2010 Цивилизованный мир уже давно осознал, что наша планета находится под угрозой загрязнения, одной из основных причин которой является транспорт, созданный человеком. Машин с каждым годом становится всё больше, и всё большее количество выхлопных газов выделяется в атмосферу, вызывая разрушение озонового слоя и изменение климата (глобальное потепление). И единственный выход в данной ситуации - прекращение сжигания нефтяных продуктов и поиск альтернативных источников топлива. Запад не стал изобретать велосипед, и пользуясь принципом - все новое, хорошо забытое старое- от автобусов постепенно переходит к троллейбусам, трамваям, электричкам, одним словом, к экологически чистым видам транспорта. Всю глубину проблемы экологической катастрофы стали понимать и в странах постсоветского пространства. Если в первые годы после развала СССР все республики исключили из транспортного «рациона» экологически чистые средства передвижения, такие как трамваи и троллейбусы, то сегодня наблюдается обратный процесс. Даже соседняя Грузия, которая, как Азербайджан, не может похвастаться мощной экономикой, переходит на экологически чистый вид транспорта, что, естественно, сопряжено с немалыми материальными затратами. Так, тбилисская мэрия в течение 2011 года подготовит план по замене автобусов на электротранспорт. Азербайджан, как бывшая советская республика, также не стала исключением, и отказавшись от трамваев и троллейбусов, начала активно заполонять улицы и дороги автобусами. Мало того, совсем недавно «приказали долго жить» и большинство электропоездов, в простонародье носящих название «электрички». Ну понятно, что решение убрать трамваи и троллейбусы было ошибочным, но ведь всегда же можно исправить ошибку. Ан нет... Судя по всему, Азербайджан не то что не собирается следовать примеру соседней Грузии, а совсем наоборот. Наблюдается процесс целенаправленного «впихивания» в столицу крупногабаритных автобусов. Иногда создается впечатление, что общее число машин и автобусов в Баку превышает количество населения. Естественно, что все это не может не сказаться негативно на климате Баку, в частности, и страны, в общем. Да, никто не спорит, что у нас проводятся различного рода мероприятия, семинары, выставки, посвященные проблемам экологии, изменению климата. Мало того, нынешний год в Азербайджане объявлен Годом экологии. На словах мы все рапортуем, ратуем, выражаем беспокойство экологической ситуацией в стране. Но, к сожалению, реальных шагов мы не видим. Скорее наоборот. И объявление 2010 года в Азербайджане – годом экологии является, по меньшей мере, издевательством над природой. Своими мыслями по данной проблеме с корреспондентом Vesti.az поделился эколог Тельман Зейналов. Наш собеседник заявил, что он неоднократно выступал с критикой в адрес властей, которые, не принимая во внимание общественное мнение, разрушили трамвайные, троллейбусные линии. «А теперь убрали и «электрички». А ведь эти виды транспорта –экологически чистые. В связи с этой проблемой я выступал по телевидению и прессе. Но, к сожалению, с нами никто не считается», - подчеркнул он. Эколог не преминул пройтись и по «пишущей братии ». «Почему-то наши журналисты слишком слабо освещают эту проблему, не проводят журналистское расследование», - сказал он. Т.Зейналов также отметил, что отдельных государственных чиновников мало беспокоит здоровье граждан. «Они сидят на свои постах и думают только о том, как бы побольше заработать денег. Кроме того, троллейбусные линии изготавливаются из дорогостоящей меди, трамвайные линии – из чистой специальной стали. И естественно, никто не хочет раскошеливаться на них», - подчеркнул Т,Зейналов В свою очередь, глава пресс-службы министерства транспорта Намик Гасанов заявил Vesti.Az, что в Азербайджане вопрос о замене автобусов на трамваи и троллейбусы пока не стоит на повестке дня. «Но в принципе возможно, что в будущем этот вопрос может стать предметом обсуждений. Как известно, нынешний год объявлен годом экологии, и в его рамках мы обсудили вопрос ввоза экологически чистых видов транспорта стандартов евро2, евро3, евро4. Но опять же повторюсь, конкретного плана о запуске трамваев и троллейбусов нет», - сказал он. В то время как во многих странах отказываются от вида транспорта, работающего на бензине, у нас наблюдается диаметрально противоположная картина. Высказывая свое отношение к этому замечанию, Н.Гасанов сказал: «Было бы неверно утверждать, что многие страны полностью отказываются от транспортных средств, работающих на бензине. Во всех странах мира нужны автобусы, и без них не обойтись. Но, конечно же, наличие трамваев и троллейбусов существенно изменило бы экологическую ситуацию в лучшую сторону. Но в то же время, согласитесь, что пустить троллейбусы и трамваи по всем направлениям, невозможно. В таком случае, город состоял бы из одних железнодорожных путей». Отвечая на вопрос, в чем была необходимость отказа от услуг троллейбусов и трамваев, Н.Гасанов сказал, что этот вопрос находится в компетенции Исполнительной Власти города Баку. Он также отметил, что в вопросе запуска вышеназванных транспортных средств вполне возможно приведение Баку к стандарту европейских столиц. Н.Гасанов отметил, что в случае, если будет распоряжение президента Азербайджана по данному вопросу, министерству транспорта вполне под силу его реализация. В качестве аргумента глава пресс-службы минтранспорта привел слова главы государства: «Если сегодня мы смогли провести дорогу на Хыналыг, то нам под силу реализация любых проектов». «Поэтому с уверенностью могу сказать, что сегодня нет такого проекта, который министерство транспорта не могло бы претворить в жизнь», - заключил он. Конечно, было бы интересно узнать мнение и представителей Министерства экологии по данной проблеме. К сожалению, все наши настойчивые попытки дозвониться до главы пресс-службы Минэкологии, не увенчались успехом.
Источник: http://www.vesti.az/news.php?id=56591 |