Коммунальное метро. Постигнет ли метрополитен судьба безденежного «Горэлектротранса»?
Транспортный коллапс накануне транспортного триумфа местных властей. Тема городского передвижения стала главной на очередном заседании горсовета. Депутаты просили средства на выплату зарплаты работникам "Горэлектротранса" и мечтали о бизнес-планах, которые они утвердят для метрополитена, окончательно ставшего коммунальным
Денежные проблемы "Горэлектротранса" в последние дни обсуждают в трамваях, троллейбусах и в СМИ. Сегодня наконец-то к проблеме подключились и в горсовете. Как обычно пожаловались, что правительство обходиться с Харьковом, как с пасынком: компенсация, предназначенная городу, фактически самая низкая в стране, да и тех денег не дают. Дескать, поступило лишь 12 процентов госсубвенции, большая часть – взаимозачетами за электроэнергию. Содержать электротранспорт за счет городского бюджета Харьков не может и не должен, говорят в мэрии, а самостоятельно заработать на жизнь предприятие не в состоянии. Поэтому направили премьеру требование перечислить задолженную компенсацию. Коллег поддержали и избранники от БЮТ, но подчеркнули: не стоит политические акции путать с решением экономических проблем, а в тяжелом положении предприятия винить только правительство. Ведь на зарплату, уверяют бело-сердечные, "Горэлектротранс" должен зарабатывать самостоятельно. Вместо этого здесь сокращают прибыльные маршруты, не считают количество льготников и не контролируют доходы от продажи билетов.
Валерий Камчатный, народный депутат, БЮТ: «Деньги, которые выделаются на погашение льготников, они так называемые клиринговые. И их использовать на забортную плату нельзя - эти средства используются на другие статьи расходов "Горэлектротранса", поэтому забастовка, причины забастовки в том, что не выплачены категории льготников, абсолютно не соответствует действительности - это просто было политическое шоу».
Руководителей города слова Камчатного возмутили. Михаил Добкин возразил: никаких политических мотивов, это выдумки журналистов, как и то, что руководство предприятия не контролирует ситуацию. Что касается погашения задолженности за средства госбюджета, то мэр заверяет, что профильное министерство позволило это сделать. Он и сам, говорит Добкин, тоже не сидел без дела: с марта писал письма в правительство – кипа бумаг в качестве доказательств – и общался с нужными людьми.
Михаил Добкин, мэр Харькова: «Я общался позавчера с министром ЖКХ, с Юрием Алексеевичем Кучеренко, я общался с некоторыми ответственными сотрудниками из Кабмина, но вам их фамилии ничего не дадут, я излагал свою позицию и я делал с уверенностью, что у них есть свой доступ к Премьер-министру, чтобы подготовить её мнение по данному вопросу. Потому что руководство правительства живёт же не только проблемами Харькова».
В целом мэр надеется, что бастовать снова транспортники не будут. Потому что это не выгодно ни горожанам, ни предприятию, ни репутации мэрии. А то, что горисполком управлять коммунальными предприятиями умеет, готовы продемонстрировать на другом примере – метрополитене. Сегодня решением сессии подземка стала коммунальной. Бременем, как "Горэлектротранс", для местного бюджета это предприятие, уверяет Сергей Мусеев, не станет. Благодаря удачному бизнес-плану.
Сергей Мусеев, КП "Харьковский метрополитен": «На сегодня и до конца года не ставится вопрос о повышении тарифа в метрополитене. Какой будет прогноз экономической ситуации в стране в 2010 году, мы не знаем, если будут повышаться цены, то мы будем вынуждены поднимать стоимость проезда».
Коммунальное метро, уверяет Добкин, станет началом создания целой системы городского транспорта, в которой метро будет самостоятельно зарабатывать деньги, а нерентабельные трамваи и троллейбусы будут инвестироваться за счет прибыльных коммунальных автобусных маршрутов.