Вагон был рожден за несколько лет до Первой мировой войны, пережил три
государства и был свидетелем грандиозных событий. В Украине сохранилось
всего несколько подобных единиц подвижного состава царской эпохи.
Харьковский экземпляр – самый старый, уверяют железнодорожники, ему
почти сто лет
Свой второй день рождения патриарх железной дороги празднует
на станции «Харьков-Сортировочный». Еще в начале семидесятых годов
прошлого века его списали, некоторое время использовали под жилье, а
потом вообще отправили в утиль. Вспомнили о дореволюционном раритете
только тогда, когда начали готовиться к празднованию юбилея южной
железной дороги, рассказывает руководитель пассажирского депо Анатолий
Мусиенко. Вагон пришлось восстанавливать, как говорится, с нуля:
(показывает фотографию) «Вот момент реставрации, когда мы
обнаружили, что вагон внутри полностью сгнил, и восстанавливать его из
того же материала просто нет смысла».
Чтобы максимально приблизить копию к оригиналу,
железнодорожники подались в собственный архив, там им не помогли, тогда
обратились в спецфонд местной библиотеки, где наконец откопали чертежи
и документы, датированные 1915 годом, с помощью которых проводили
реконструкцию Михаил Савченко, слесарь по ремонту подвижного состава: «Было очень интересно, потому что вагон нестандартный, и когда начинаешь его делать, получается откатываешься в прошлое».
Слесарь по ремонту вагонов Сергей Щегринец тридцать лет
занимается ремонтом путевых машин. Но такого экземпляра восстанавливать
еще не приходилось. Больше всего хлопот было с железной "начинкой",
признается мужчина, не одни сутки пришлось провести лежа под вагоном,
чтобы понять, как действуют механизмы:
Сергей Щегринец, слесарь-реставратор: «Занимались всем, тормозами, тросами, рессорами, колесными парами — сейчас такого нет, это было в прошлом».
Железнодорожникам понадобилось полгода и примерно 40 тысяч
гривен, чтобы завершить реставрацию. Старый царский герб с двуглавым
орлом – это уже прихоть, говорят харьковчане. Пассажирами вагона 4
класса на самом деле были не император и его семья, а обычные люди.
Именно так выглядели вагоны 4 класса 100 лет назад. Сиденья
были изготовлены из дерева, а салон освещался при помощи свечных ламп. Сделать самостоятельным участником движения вагон-ветеран в
Харькове не планируют. Вместе с другими экспонатами он станет частью
экспозиции музея южной железной дороги.
Источник: http://atn.kharkov.ua/newsread.php?id=36348 |