Пробки , пробки...
Каждый день мы видим пробки в центре города. Все об этом знают. Городская власть ищет решения. Меры, принимаемые последнее время, не приводят к решению транспортной проблемы Харькова. Например, снятие рельсов с Пушкинской не уменьшило пробку. Расширили улицу Рымарскую. Но это для автомобилистов. Известно, что в Харькове зарегистрировано машин на 25% количества жителей. Остальные же пользуются общественным транспортом. Благо, в нашем полуторамиллионном мегаполисе его 5 видов: метро, трамвай, троллейбус, маршрутки, автобусы. Но самый совершенный из них - трамвай. Вот цифры: удельная площадь, приходящаяся на одного пассажира автомобиля, в 13-18 раз больше площади городской территории, приходящейся на одного пассажира трамвая. Легковой автомобиль по использованию площадей транспортных магистралей имеет наихудшие показатели. Провозная способность полосы общественного транспорта (в зависимости от вида транспорта и интенсивности движения) в 10-90 раз выше, чем провозная способность полосы личного автотранспорта.
Высокая провозная способность пассажирского транспорта (ПТ) позволяет полностью удовлетворить спрос на пассажирские перевозки в городе средствами ПТ без увеличения транспортных пространств: вложения в одну полосу для наземного общественного транспорта дают такой же эффект, как и строительство 8-10 полосной автомагистрали.
Помимо экономии средств на строительство и эксплуатацию, ПТ обладает наименьшим потреблением природных ресурсов на перевозку одного пассажира (является наиболее экологически чистым: даже автобус на одного пассажира потребляет в ~25 раз меньше топлива, чем автомобиль). ПТ позволяет минимизировать технологические транспортные пространства в городе: требуемое дорожное пространство в расчёте на одного пассажира уменьшается в 2-10 раз, парковочное в ~100-200 раз, сокращается число заправочных станций и станций техобслуживания. Эти и многие другие факторы делают ПТ наиболее эффективным средством пассажирских перевозок в городах. Поэтому задача развития ПТ является первоочередной и имеет существенный приоритет перед всеми прочими транспортными задачами в городах (например, перед задачей развития дорожной сети).
Почему именно трамвай?
Во-первых, трамваи в нашем городе в большинстве своём ездят по обособленному полотну (движение автотранспорта по рельсам невозможно, но пересечения выполнены в одном уровне).
Во-вторых, на обособленном полотне трамваи набирают максимальную скорость (75 км/ч для новых КТМов), им не мешает другой вид транспорта.
В-третьих, трамвай доступен по времени достижения посадочной платформы. Ведь платформа находится на уровне с дорогой. В метрополитене наихудшая доступность: нужно спуститься под землю, купить жетон, пройти турникет, спуститься на платформу.
В-четвёртых, современные трамваи комфортабельны. Мягкие сиденья, кондиционеры, бесшумность (достигается специальной технологией укладки рельсов).
В-пятых, трамвай - самый дешёвый вид транспорта в Харькове. И не зависит от расстояния внутри города. Ещё недавно за 1 гривну можно было проехать 23,85 км (маршрут №2, от Алексеевки до Салтовки)!
В-шестых, в связи с отсутствием трамвайных пробок, рельсовый транспорт соблюдает расписание. И при существовании расписания движения на всех остановочных пунктах трамвай - самый надёжный вид транспорта.
В-седьмых, наивысшая безопасность движения наблюдается на рельсовом транспорте, самая низкая (несколько аварий с пострадавшими в месяц) - на маршрутном такси.В-восьмых, наиболее экономичны традиционные рельсовые виды транспорта: движение по рельсам требует на порядок меньше энергии, чем движение безрельсового транспорта; штат водителей сокращается в 2-8 раз за счёт использования многовагонных поездов.
В-девятых, наиболее экологически чистыми являются рельсовые виды электротранспорта (электропоезда, метрополитен, трамвай). Автомобильный транспорт (включая троллейбус), а также монорельс являются источниками канцерогенной резиновой пыли, которая образуется при трении шин о дорожное полотно (роликов о монорельс). Автобус и маршрутное такси отравляют воздух в местах скопления людей (на остановках). Автобус обладает сильным вибрационным и шумовым воздействием (84 дБ против 72 дБ у трамвая).Исходя из перечисленных выше критериев, в мире признан перспективным и интенсивно развивается скоростной и традиционный трамвай как единая система трамвайного транспорта (при правильной организации его работы). Ему присущи высокая средняя скорость (до 30 км/ч, тогда как автобус - 18 км/ч, метро - 40км/ч), все преимущества электротранспорта (экологичность, плавность хода, бесшумность, невысокие эксплуатационные затраты), высокая провозная способность (в составе поезда - до 30 тыс. чел. в час).
Обособленность трамвая от автомобильного потока обеспечиваются невозможностью проезда автомобилей по рельсам; скорость - обособленностью, безопасностью (нет заносов), управлением светофорами; доступность - возможностью работать во всех режимах (от обычной трамвайной линии возле жилых домов до скоростных и тоннельных участков, лучшее сопряжение с другими видами транспорта); комфорт - поездами по 2-3 вагона (обеспечивающими необходимую вместимость при умеренной нагрузке).
Необходимость развития трамвая в городах подтверждена 340 крупнейшими профессионалами и учёными-транспортниками всего мира в "Итогах 5-й конференции Международного Союза Общественного Транспорта (МСОТ) по легкорельсовому транспорту". По определению комиссии МСОТ, "Легкорельсовый транспорт (ЛРТ) - это рельсовый транспорт, который, развиваясь поэтапно, на базе современного трамвая, превращается в высокоскоростную транспортную систему, осуществляющую движение по обособленному пути на наземном уровне, под землёй и на эстакаде". В документе приведены многочисленные преимущества трамвая, которые невозможно уместить в формат настоящего исследования. Научно обоснованный факт необходимости развития единой системы скоростного и традиционного трамвая необходимо принять за основу планирования развития транспортной системы Харькова.